1661023641.jpgМало кто знает об этой битве. Почему? 450 лет назад, в 1572 году произошла величайшая битва, определившая будущее евроазиатского континента и всей планеты на много веков вперед. В том сражении, унесшем более ста тысяч жизней, решалась не только судьба Руси — речь шла о судьбе всей европейской цивилизации.
Но мало кто, помимо профессиональных историков, знает о этой битве...
Почему?
Да потому, что, по мнению Европы, эта победа была одержана «неправильным» правителем, «неправильной» армией и «неправильным» народом. В истории продолжает господствовать клевета в отношении Ивана Грозного, в правление которого эта победа случилась?! Даже прозвище "Грозный" на Западе абсолютно безграмотно переводят как "the Terrible", т.е. "Иван Ужасный". Хотя наименование это на Руси (которое, кстати, при жизни имел и дед Ивана Васильевича князь Иван III, освободивший Русь от ордынского ига) означало непобедимость и грозу для врагов.

Как это было
… В 1572 году Девлет Гирей собирает невиданную по тем временам военную силу — 120.000 человек, в числе которых 80 тысяч крымчан и ногайцев, а также 7 тысяч лучших турецких янычар с десятками артиллерийских стволов — по сути, спецназ, элитные войска, имеющие богатый опыт ведения войн и захвата крепостей.
Заранее пошла «делёжка шкуры неубитого медведя»:
в пока еще русские города назначались мурзы, в еще не покоренные русские княжества — наместники, заранее делилась русская земля, а турецкие купцы получали разрешение на беспошлинную торговлю.
Огромная армия должна была войти в русские пределы и остаться там навсегда.
Впрочем, так оно и случилось…
6 июля 1572 года крымский хан Девлет Гирей довёл османскую армию до Оки, где наткнулся на двадцатитысячное войско под командованием князя Михаила Воротынского.
Девлет Гирей, не стал вступать в бой с русскими, а повернул вверх вдоль реки. Возле Сенькина брода он разогнал отряд из двухсот бояр и, переправившись через реку, двинулся по Серпуховской дороге на Москву.

Решающая битва
Опричник Дмитрий Хворостинин, возглавлявший пятитысячный отряд из казаков и бояр, крался по пятам турок и 30 июля 1572 года получил разрешение атаковать врага.
Ринувшись вперед, он насмерть втоптал в дорожную пыль турецкий арьергард и у реки Пахры врезался в основные силы. Опешившие от подобной наглости турки развернулись и бросились на малочисленный отряд 1661023655.jpgрусских всеми своими силами. Русские кинулись наутёк, а враги, устремившись за ними, преследовали опричников до самой деревни Молоди...
И тут захватчиков поджидал неожиданный сюрприз: обманутая на Оке русская армия https://proza.ru/pics/2019/11/06/439.jpg" width="331" height="331" />стояла уже здесь. И не просто стояла, а успела соорудить гуляй-город — передвижное укрепление из толстых деревянных щитов. Из щелей между щитами по степной коннице ударили пушки, из прорубленных в бревенчатых стенках бойниц громыхнули пищали, а поверх укрепления хлынул ливень стрел.
Дружный залп смел передовые турецкие отряды, словно рука, смахнувшая с шахматной доски пешки...
Турки смешались, а Хворостинин, развернув своих казаков, снова ринулся в атаку... Османы волна за волной шли на штурм неведомо откуда взявшейся крепости, но их конные тысячи одна за другой попадали в жестокую мясорубку и обильно заливали русскую землю своею кровью... В тот день только опустившаяся тьма остановила бесконечное смертоубийство...

Утром хану и его османской армии открылась истина во всей ее ужасающей неприглядности: захватчики поняли, что угодили в ловушку — впереди по Серпуховской дороге стояли прочные стены Москвы, а пути отхода в степь перекрывали закованные в железо опричники и стрельцы. Теперь для незваных гостей речь шла уже не о покорении Московской Руси, а о том, чтобы выбраться назад живыми...
Турки пребывали в бешенстве: они привыкли не драться с русскими, а гнать их в рабство. Османским мурзам, собравшимся править новыми землями, а не умирать на них, тоже было не до смеха. К третьему дню, когда стало ясно, что русские скорее умрут на месте, чем позволят незваным гостям убраться восвояси, Девлет Гирей приказал своим воинам спешиться и атаковать русских вместе с янычарами.
Они прекрасно понимали, что на сей раз они идут не грабить, а спасают свою шкуру, и дрались как бешеные собаки. Доходило до того, что крымчане пытались разломать ненавистные щиты руками, а янычары грызли их зубами и рубили ятаганами. Но русские не собирались выпускать извечных грабителей на волю, чтобы дать им возможность отдышаться и вернуться снова. Кровь лилась весь день, но к вечеру гуляй-город продолжал всё также стоять на своем месте.

Ранним утром 3 августа 1572 года, когда османская армия пошла в решающую атаку, в спину им совершенно неожиданно ударил полк Воротынского и опричники Хворостинина, и одновременно с этим из гуляй-города на штурмовавших османов обрушился мощный залп из всех орудий. И то, что начиналось как битва, мгновенно превратилось в избиение...

Итог1661023668.jpg
На поле у деревни Молоди были порублены без остатка все семь тысяч турецких янычар.
Под русскими саблями у деревни Молоди полегли не только сын, внук и зять самого Девлет-Гирея — там турецкий на тот момент Крым потерял практически всё боеспособное мужское население поголовно. От этого поражения он так и не смог оправиться, что предопределило его будущее вхождение в Российскую империю.
Несмотря на почти четырёхкратное превосходство в живой силе, от 120-тысячного войска хана не осталось почти ничего – в Крым вернулись всего 10 тысяч человек. 110 тысяч крымско-турецких захватчиков нашли свою смерть в Молодях.
Такой грандиозной военной катастрофы история того времени не знала. Лучшая армия в мире попросту перестала существовать...

Резюме
В 1572 году спасена была не только Россия. В Молодях была спасена вся Европа – после такого разгрома о турецком завоевании континента речи быть уже не могло.
Битва при Молодях — не только грандиозная веха Русской истории. Это – одно из величайших событий Европейской и Мировой истории.
Возможно, именно поэтому она была так тщательно «забыта» европейцами, которым важно показать, что это именно они разгромили турок, этих «сотрясателей Вселенной», а не какие-то там русские...
Битва при Молодях? Что это вообще такое?
Иван Грозный? Что-то помним, «тиран и деспот», кажется…
Кровавый тиран и деспот.

К «полному бреду» можно отнести «Записки о России» англичанина Джерома Горсея, в которых утверждается, что зимой 1570 года опричники перебили в Новгороде 700 000 (семьсот тысяч) жителей.
Как такое могло случиться, при общем населении этого города в тридцать тысяч, объяснить никто так и не смог...
При всём старании, на совесть Ивана Грозного за все его пятьдесят лет правления можно отнести не больше 4 000 погибших.
Наверное, это немало, даже если учитывать, что большинство честно заработало себе казнь изменами, разбоем, грабежом и клятвопреступлениями... (увы, везде и всегда есть свои «выродки» = «вырожденцы»).

Однако в те же самые годы в соседней Европе в Париже ТОЛЬКО за ОДНУ ночь (!!!) вырезали больше 3 000 гугенотов, а в остальной стране — более 30 000 за две недели.
В Англии по приказу Генриха VIII было повешено 72 000 людей, виновных только в том, что они нищие. В Нидерландах во время революции счет трупам перевалил за 10 000...
Список можно продолжать, но эта памятная статья была не об этом.

Русы, исконные жители Руси-России, помните свою Исстари (=Историю), ибо народ, забывший прошлое – не имеет своего будущего!

Источник: материалы исследования Александра Щербакова 5 – врача, историка, публициста. Фото с Интернет-ресурсов

1654769205.jpgСегодня, 9 июня  2022 году исполняется 350 лет со дня рождения великого реформатора. Роль Петра I в истории России сложно переоценить. Его считают великим преобразователем. А результатом работы стала новая форма правления – абсолютная монархия и создание дворянско-чиновничьего аппарата, которые кардинально изменили течение русской истории  

Царь Петр является одной из самых выдающихся личностей в русской истории. Во время его правления произошли изменения практически во всех областях жизни русского государства. Он сам был неутомимым тружеником, и смысл жизни видел в укреплении государства. Он ни во что не ставил жизнь человека и был жестоким правителем. Но это позволило ему создать могущественную империю и самому стать абсолютным монархом. Петр I Великий – последний русский царь и первый российский император из династии Романовых, взошедший на престол в десятилетнем возрасте. В истории остался, как великий реформатор и человек, «прорубивший окно в Европу». О том, что Петр I внес огромный вклад в развитие страны и «прорубил окно в Европу», известно каждому российскому школьнику.

Будучи сыном царя, крестником царя и братом царя, Петр Алексеевич и сам стал правителем страны очень рано. Основав Российскую империю, великий реформатор стал последним русским царем и первым российским императором. Поначалу страной формально правил брат Иван V, а фактическим руководителем была их сестра Софья Алексеевна, взявшая на себя функции регента. Однако уже в возрасте 17 лет Петр взял бразды правления в свои руки и стал единоличным правителем государства.

В годы правления Петра Великого Россия изменилась до неузнаваемости: границы страны расширились, экономика существенно поднялась, а на берегу Невы вырос город Санкт-Петербург, который и сегодня считается одним из красивейших в мире. Энергичный правитель сделал ставку на развитие отечественных производственных предприятий, постепенно вытеснив из страны товары заграничного происхождения. Однако опыт иностранцев Петр перенимал охотно, понимая, что их технический прогресс намного опережает российский. Реформы государя без крови не обошлись: в большинстве случаев результат достигался искоренением инакомыслия и прямым насилием над народом. Именно поэтому историки оценивают личность Петра неоднозначно, высказывая порой прямо противоположные мнения.

 

 

 1654769216.png

1654769225.png

1654769236.png

1654769246.png

1654769253.png

1654769264.png

1654769271.png

1654769281.png

1654769289.png

1654769298.png

В России в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I пройдут 158 мероприятий

План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I включает 158 событий. Об этом сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова.

Как отметила Любимова, приуроченные к юбилею мероприятия проводятся с 2019 года. "Уже через два дня, 9 июня, мы отметим саму юбилейную дату. Громче всего, безусловно, она "прозвучит" в Граде Петровом. Но и в Москве, и во многих других городах мероприятия проходят сейчас или вот-вот состоятся. И будут идти до конца года", - добавила она.

По словам министра, в рамках празднования юбилея Петра I в этом году в плане выделено 14 ключевых мероприятий. Среди них выпуск в обращение золотых памятных монет номиналом 10 тыс. рублей и двух серебряных монет номиналами 3 и 100 рублей "350-летие со дня рождения Петра I", вручение первых трех премий правительства Российской Федерации имени Петра Великого, старт фестиваля "Петровские музыкальные Ассамблеи" в Воронеже. Перед началом заседания организационного комитета прошла торжественная церемония гашения марки, посвященной 350-летию со дня рождения Петра I. Государственные знаки почтовой оплаты были подготовлены акционерным обществом "Марка".

Также в число ключевых событий вошла выставка "Петр Великий. Путешествия в Европу", которая 8 июня открылась в Государственном историческом музее. Кроме того, в 2022 году четыре театра получили гранты для активного включения региональных театров в празднование. Это Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А. А. Брянцева, Санкт-Петербургский Театр-фестиваль "Балтийский дом", Владимирский академический областной театр драмы, Саратовский академический театр оперы и балета.

В октябре 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2022 году 350-летия со дня рождения российского императора Петра I. Планируется, что центром юбилейных торжеств станут Санкт-Петербург и Ленинградская область. У Домика Петра I в Санкт-Петербурге в преддверии празднования посадили два саженца, выращенных в Летнем саду Русским музеем из желудей мемориального петровского дуба. А к 400-летию будет шуметь уже по всей России и зарубежье Дубрава Петра Великого. Юбилейные мероприятия запланированы также в Воронеже, Астрахани, Вологде, Липецке, Екатеринбурге, Архангельске, Ярославле и других российских городах.

Как известно, правитель Отечества пять или шесть раз посещал пределы нынешней Вологодской области. Нога царской особы ступала на землю Тотьмы и Великого Устюга, Вытегры и Белозерска. Однако «петровским» городом области, бесспорно, является Вологда. Например, в марте 1724 года Петр I с женой посетил Вологду. В самом старом каменном здании - Доме-музее Петра I до сих пор можно увидеть уникальные вещи, связанные с его именем. Это и одежда императора, и стеклянный кубок Александра Меншикова, и предметы интерьера. Существует легенда, что во время этого пира император вышел на гульбище (широкий балкон) и услышал свою любимую «Комаринскую», которую на колоколах сыграли вологодские звонари. Петру I так понравилось, что в его честь сыграли его любимую плясовую, что он повелел колокола на колокольне не трогать. В то время шла Северная война, и колокола отправляли на переплавку. Но это хоть и красивая, но легенда. В действительности колокола с Вологодского кремля не тронули, потому что Вологодская епархия тогда отдала на переплавку больше меди и металла, чем требовалось. По указу Петра Алексеевича в были сформированы два полка - Вологодский пехотный и Вологодский драгунский. Любопытно, что Петр I рассматривал Кубенское озеро как место для строительства своего флота, однако из-за мелководья передумал и остановился на Архангельске.

К юбилейной дате столичный Департамент культурного наследия подготовил тематическую программу. Как рассказала заместитель Мэра Москвы Наталья Сергунина, в городе проведут бесплатные экскурсии и другие мероприятия. Предварительная запись на них откроется на портале «Узнай Москву». «Петр I родился и вырос в Москве, поэтому в городе есть немало мест, которые хранят память о нем. Пройдет серия пешеходных экскурсий, выставка детских рисунков и лекция об археологических находках. Всего с 9 по 17 июня запланировано больше 20 мероприятий», — сообщила Наталья Сергунина.

Прогуляться по улицам Немецкой слободы и сыграть в исторические игры. Жители и гости столицы могут сходить на тематические экскурсии «Москва Петра I». Им расскажут о детстве, друзьях, годах правления Петра Алексеевича. В программу вошли прогулки по районам Лефортово, Измайлово и центру столицы. Один из маршрутов пройдет по улицам и переулкам Немецкой слободы — историческому району, в котором жили иностранцы и который особенно полюбился будущему императору, а также  дом Анны Монс. Во время другой экскурсии посетителям расскажут о храме Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице, по легенде построенном по рисунку Петра I, о  Малороссийском подворье на Маросейке, которое прославилось при Петре I, когда там открылась гимназия пастора Эрнста Глюка.. В районе Измайлово пройдет костюмированная экскурсия, посвященная детству правителя.

Источник: сайт «СТИХИ  ДЛЯ  ДУШИ...И  НЕ ТОЛЬКО…», ТАСС и другие Интернет-ресурсы

1652902659.jpgМинуло 100 лет, как была создана Пионерская организация, свой вековой юбилей она отметит 19 мая 2022 года, за этот срок пионерии есть чем гордиться и сегодня у нее есть продолжатели

Поступление в пионеры — один из самых узнаваемых символов СССР — пионерия стала важной вехой в жизни каждого советского школьника. Движение прекрасно сплачивало и воспитывало детей, а также прививало коммунистическую идеологию.

Пионер — всем ребятам пример!

19 мая исполняется 100 лет со дня основания пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина в Советской России. Пионеры СССР — наряду с Лениным, улыбкой Гагарина и серпом и молотом — были одним из самых узнаваемых символов СССР. Пионеры — наряду с Лениным, улыбкой Гагарина и серпом и молотом — были одним из самых узнаваемых символов СССР. Большинство россиян старше 35 лет с теплотой вспоминают дни своего пионерского детства. Статус пионера был предметом огромной гордости, выраженной в выражении: «Пионер — всем ребятам пример!»

Скаутские организации существовали еще в дореволюционной России, в начале 20 века. Идея была привезена из США. В 1917 году в скаутских объединениях состояло, всего-навсего, около 50 тысяч детей и подростков. Однако после Октябрьской революции они рассматривались новой советской властью как «враждебные остатки царской России» и были быстро распущены.

Скаутское движение отлично справлялось с работой по объединению и воспитанию детей. Молодое советское правительство это понимало и решило создать свою молодежную организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», по словам одного из учредителей Н. К. Крупской.

Так 19 мая 1922 года было принято решение о создании пионерских дивизий по всей стране.

Целью этих пионерских дивизий было воспитание верности советских детей идеалам коммунизма и партии, выраженным в девизе: «Пионер, будь готов бороться за дело Коммунистической партии!»

Первое поколение советской молодежи имело достаточно политическое воспитание. Например, ключевым образцом для подражания для школьников в те дни был Павлик Морозов, возможно, легендарный борец с абсолютной нетерпимостью против «врагов народа», который, как говорят, дал показания против собственного отца по подозрению в уклонении от уплаты налогов. Однако политическая сторона советского воспитания со временем постепенно уменьшалась.  Пионерами в СССР были подростки 9-14 лет. Вступление в пионеры было важной вехой в жизни каждого советского школьника — поистине незабываемым событием.

1652902681.jpg

Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Посвящение пионеров во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина в Зале Победы. 1985. Источник: Александр Гращенков/РИА Новости

Многие взрослые россияне до сих пор помнят тот душераздирающий день, когда им на шею повязывали старшие товарищи красный галстук.

Все помнят: Как повяжешь галстук — береги его! он ведь с нашим знаменем цвета одного!

Обычно формальная церемония проводилась в одну из двух ключевых дат советского календаря: 22 апреля (день рождения Ленина, чье имя носила организация) или 19 мая (День пионерии). Многие взрослые россияне до сих пор помнят тот душераздирающий день, когда им на шею повязали красный галстук, после чего они были уже не «детьми Октября» (как называли младших школьников), а пионерами, куда более престижными.

Для школьников иметь пионерское звание было предметом огромной гордости, выраженной в выражении: «Пионер — всем ребятам пример!» В идеале он должен быть честным, дисциплинированным, смелым и всегда уважительно относиться к старшим и младшим — проще говоря, воплощением всех лучших человеческих качеств.

Пионерский значок, он был таким же священным опознавательным знаком пионера, как и галстук

Основным элементом летних пионерских лагерей был спорт. Особой популярностью пользовались игры «пионербол» (на основе волейбола) и зарница (военная игра). Помимо игр и спорта основное внимание уделялось общественно-полезной деятельности: дети участвовали в субботниках (субботниках, как правило, по субботам), собирали макулатуру и металлолом, помогали пожилым людям, помогали отстающим в классе одноклассникам и т.д. входили в состав добровольческих пожарных дружин.

Для пионеров было особой честью участвовать во всех ярких парадах, посвященных знаковым датам советской истории.

Пионеры не были бы такими узнаваемыми, если бы не их памятные символы, во многом заимствованные из скаутского движения. Например, вездесущий галстук. Для скаутов это имело практическое применение: этот кусок ткани можно было использовать, например, для перевязки раны или извлечения кипящего котла с едой из костра. Его цвет также различался в зависимости от различных факторов.

Однако галстук пионеров всегда был ярко-красным и служил священным символом всего движения. Красный в советской символике олицетворяет кровь, пролитую во имя революции. Треугольная форма галстука трактовалась следующим образом. Каждый угол обозначал одно из трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Ещё советские школьники нашли своим галстукам другое применение: когда пионерлагерь подходил к концу, они записывали на них имена и адреса друг друга, чтобы переписываться и поддерживать связь по возвращении домой.

Когда пионерский лагерь подходил к концу, они записывали имена и адреса друг друга на галстуках, чтобы обмениваться письмами и поддерживать связь, когда вернутся домой.

Источник: сайт Инфоурок 

P.S.  Только что Правительство РФ дало положительное заключение на законопроект о создании единой общероссийской молодежной организации. Этот проект разрабатывали все фракции Госдумы, название пока не определено. Новым движением будет заниматься Минпросвещения. Структура, в которую могут вступить дети с 6 лет, будет напоминать Пионерию.

1653339631.pngНачиная данный материал, хотелось бы сразу сказать - нет плохих народов, есть лишь не всегда хорошие их отдельные представители. Но, увы, подобные представители в каждом народе имеются.

В Советском Союзе насчитывалось свыше 130 различных больших и малых этносов. Все мужчины из них служили в рядах общей Советской армии. И некоторых в особых ситуациях командиры ценили более других.

Итак, давайте узнаем кого и по какой причине. Возьмем для того гипотетическое брежневское и перестроечное время с 1960-х по 1980-е годы.

Прежде всего, советские командиры, разумеется, уважали любых сельских парней. Хотя с под Рязани, хоть откуда. Ибо те имели солидный опыт, что называется, приспособленности к жизни. Да что греха таить, и сейчас наша армия всецело именно на деревенских ребятах держится. Которых увы с каждым годом все меньше становится.

1653339652.png

Настоящей опорой командиров в Советской армии считали парни из средней полосы России - от Псковской области до Вологодской и Рязанской так далее. Неприхотливые в быту, сметливые, надежные.

Ценились ребята из Донбасса, что имели опыт работы в шахтах. Им любые трудности были по плечу. Хотя таких мало было - до достижения 18 лет к подземным работам в СССР не допускали. Хотя, говорят, потом молодых шахтеров под ружье забрать могли - если шахта вдруг по каким-то причинам план не выполняла.

Вопреки распространенному мнению ценились в Советской армии и москвичи, хотя и считались также без опыта простой жизни. Однако в силу хорошего питания до армии, занятия спортом, высокого образования, москвичей часто отправляли например в элитные части или РВСН. Многие призывники из столицы попадали в спортивные роты, военные оркестры и так далее.

Кавказцы

Кавказцев, хотя и всегда отличавшихся обезбашенностью, командиры ценили за их невероятную физическую и духовную силу, сплоченность, редкую смелость.

А также за некоторые специфичные навыки - например, во время войны в Афганистане тех же чеченцев и ингушей отправляли в спецназ на перехват душманских караванов. Ибо кто еще как не горцы в горах умеет лучше всего воевать?

Чеченский спецназовец Руслан Зайпулаев стал последним в истории героем Советского Союза. Именно за Афган1653339662.png

Еще один момент - кавказцы могли найтись в каждой части, однако их языки совершенно не понимали духи. Поэтому например в Афгане иногда тех же армян командиры просили передать на армянском языке какую-то важную информацию по радио - в соседнюю часть, где наверняка тоже есть армянин, что поймет.

Прибалты

Прибалты в советской армии всегда отличались своенравностью. Однако в силу хорошего образования и отличной дисциплины идеально подходили для так называемых технических специальностей. От техников и радистов до лучших пилотов боевой авиации.

Майор Олев Яасон (третий справа), пилот МиГ-21 из Эстонии - третий справа среди советских летчиков в Афгане. Увы, никогда уже домой не вернется

1653339671.pngТакже из прибалтов получались отличные штабные работники, писари, интенданты, снабженцы - очень уж дотошны, у таких ничего никуда не пропадет лишнего!

Также немало прибалтов направлялись на службу в пограничные войска - ибо отличались опять-таки спокойствием, умением наблюдать и пресекать любые нарушения.

Литовский советский пограничник Виргилиюс Кучинскис принял последний бой у афганского кишлака кишлака Африндж в ноябре 1985-го. Награжден орденом Красного Знамени

Среднеазиаты 1653339677.png

Отлично себя в Советской армии показывали бойцы из республик Средней Азии - исполнительные, трудолюбивые. Правда, не всегда хорошо знавшие русский язык до службы.

В том же Афгане отличились подразделения, набранные чисто из среднеазиатских призывников. Например, знаменитый «мусульманский батальон» 177 ооСпН ( «отряд Кара-майора»), набранный в 1980-м в Казахстане. Такие бойцы отлично владели распространенными и в Афганистане восточными языками - узбекским, таджикским, другими. И были просто незаменимы при многих спецоперациях «за речкой».

1653339684.png

Было особое уважение к сибирякам - могли легко переносить любые морозы и отлично стреляли, так как многие имели опыт охоты с ружьями в бескрайних лесах.

Такая вот Советская армия единая, крепкая, дружная была.

Источник: https://zen.yandex.ru/

1650571086.jpg«Эти скульптуры будут стоять на наших площадях!»

Открытием для многих стала новая выставка скульптора Елены Безбородовой «Чем люди живы»

Алексей Тимофеев

01.04.2022

Историк и политик Наталия Алексеевна Нарочницкая, востребованная в наше суровое и тревожное время, как немногие, нашла время приехать на открытие выставки в Дом Гоголя и сказать удивительно высокие слова: «В данном случае я просто русский человек, который под огромным впечатлением от великого таланта, вновь рожденного Россией, причем в век, когда нравственный нерв из произведений искусства исчезает, поскольку якобы нет разницы между добром и злом, красотой и уродством, истиной и ложью, к чему и стремится враг рода человеческого. Творчество Елены Безбородовой – это еще и вдохновляющий акт русского национального самосознания, православного сознания».

Н.А. Нарочницкая продолжила:

«Это не «Черный квадрат» Малевича, который на самом деле есть манифест безбожной эстетики. «Черный квадрат» – это же не произведение искусства, это именно философский манифест. Потому что красота богоданного мира перестает отражаться в душе человека, отринувшего Творца. Здесь это не так. И не случайно то, что именно Россия вновь родила нам такой талант. Елена – русская женщина! Русский фольклор и русская литература явили перед нами образы женщин, каких нет в других литературах, в другом фольклоре. 1650571100.jpgВ восточных сказках это красавица, которая просто как награда герою. А у нас – богатырка Синеглазка спит, как речной порог шумит. Вот Марья Моревна, прекрасная королевна, которая побеждает Ивана-царевича, достает нож булатный резать ему грудь белую. А он ей говорит: а не отложить ли тебе в сторону нож булатный, а не поцеловать ли тебе меня в уста сахарные? Я выросла на этих сказках. И Марья Моревна откладывает нож, показав, что она может все, она становится той женой, которая потом истопчет три пары железных башмаков, чтобы спасти своего мужа. И вот эти Наташи Ростовы, эти тургеневские девушки, богатырки, не богатырки – это они в годы Великой Отечественной войны выносили с поля боя раненых, жертвовали собой, показывая и несгибаемую волю, и утверждение добра… И здесь, на выставке, мы это видим.

Меня поражает также эстетика этих произведений. Это как в православном храме. В католическом, я понимаю, что те, кто их строил, были очень верующими. Зачем это отрицать? Там видна эта преданная работа. Но ты заходишь, и ты прибит, тебе страшно и тебе как-то очень грустно и печально...

А вот в православном храме ты веришь, что с Богом все возможно. Возможно преобразиться, возможно заново начать жизнь! В нашей эстетике есть этот свет! И скульптуры Елены как будто парят вверх, они, несмотря на монументальность, устремлены в небо...

Я под большим впечатлением. Это такой талант. Это не просто талант, это мощь души, духа. Мощь труда, мощь сознания, мощь веры. Здесь всё. Я знаю еще лирические произведения скульптора. Они с таким изяществом сделаны. Мощь смысла и одновременно легкость и изящество – это тоже величайшее достижение. Можно низко поклониться Елене Безбородовой и поздравить нас и Россию с тем, что не иссякнет ни русский дух, ни русский талант!

И в этот век подмен, когда красота и норма объявлены пошлостью и скукой, а пошлость, уродство, отклонение от нормы – якобы развитием к чему-то большему, искусство Елены утверждает вечность непоколебимых истин и нашу им верность».

Общее воодушевление охватило в тот день собравшихся на открытии выставки «Чем люди живы». Виделись даже слезы у кого-то на глазах… Выставка на духовную, христианскую тему нашла отклик именно в дни Великого поста, в дни внезапно наставших глобальных мировых перемен, восстания России во главе с ее лидером против «империи лжи»…

1650571107.jpg

Как давно отметил духовник скульптора протоиерей Георгий Докукин: «Елена Безбородова обладает даром восприятия божественной Любви и Света. Видение свое она претворяет в бронзу. Отсюда и светоносность образов».

Патриарх Алексий II назвал время, наступившее после 1988 года, «вторым Крещением Руси». Созданная Еленой Безбородовой именно за эти десятилетия и представленная на выставке галерея светоносных образов, бесспорно, позволяет назвать ее ведущим скульптором духовного возрождения, воцерковления России.

На выставке представлены классические работы, отражающие весь земной путь Иисуса Христа – от «Благовещения» и «Рождества» до «Снятия с креста» и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…». Глаза Спасителя смотрят прямо нам в душу… Нас окружает здесь сонм русских святых – от игумена земли Русской Сергия Радонежского в сияющем круге из чудесных птиц и склоненного в молитвенном подвиге Серафима Саровского до вознесенной в барельефе-облаке на Романовском кресте Царской семьи и святителя Луки Крымского, не сломленного страшнейшими пытками богоборцев. Здесь и старцы последних времён – отец Николай Гурьянов, благословляющий нас с берега Псковского озера, и герой Сталинграда архимандрит Кирилл (Павлов), непобедимо вставший с автоматом и Евангелием перед нацистским бесовским нашествием.

Потрясает мощный и яркий, актуальнейший, провидчески созданный в 2019 году образ «Архангел Михаил Воевода». К нему, первому во ангелах предстоятелю, обращаем мы сегодня молитву: «Буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечеству нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых».

Произведения заслуженного художника России Елены Безбородовой находятся во многих музеях и частных собраниях, установлены в российских регионах и столицах, за рубежом – от Москвы и Санкт-Петербурга, Мордовии до Великобритании, о скульпторе немало написано, издано два альбома, но, судя по всему, должное осмысление и признание ее творчества еще впереди.

Об этом свидетельствуют раздумья и оценки выступивших на открытии выставки «Чем люди живы». Среди них – известные эксперты.

Куратор выставки, искусствовед, член ТСХ Лариса Александровна Мещерякова в пресс-релизе, который, на наш взгляд, стал не просто информационным документом, а образным и точным художественным предисловием к экспозиции, пишет:

«Выставка представляет собой экстраординарное, выдающаяся явление в контексте развития современной православной духовной скульптуры...

Елена, видимо, впитала в себя свой художественный материал, – металл, и состоялась вопреки всему! Когда она поступала в Суриковский, девушек старались не пропустить в физически тяжёлую профессию. Сдав экзамены на пятёрки, Лена оказалась единственной на курсе среди 15 юношей, и единственной студенткой профессора, зав. кафедрой скульптуры М.Ф. Бабурина, поступив «первым номером», т.е. набрав максимальный балл! После смерти Михаила Бабурина Елена Безбородова стала ученицей Льва Кербеля. Она признательна своим учителям и хранит о них добрую память… Социальные изменения проверяли на прочность, но новый формат ценностной фальш-панели в искусстве никоим образом не коснулся автора.

Никаких провокаций, заигрываний с публикой, никаких нарочитых интонаций, никаких работ на тему «сделайте нам красиво» из-под руки Елены никогда не появлялось. Елена Безбородова – кристально честный перед своим Предназначением Художник…

Свой творческий метод Елена Анатольевна определяет как «символический реализм». Жанровый диапазон Безбородовой – весь спектр пластического искусства… Выставочный зал Дома Гоголя на сей раз представил безусловно главную, магистральную «Христианскую» тему творчества скульптора...

Созданные художником образы – все – современны и навсегда своевременны. Современны для автора, – и равно для нас. «У Бога все живы» – и современен – в вечность – Андрей Первозванный, протопоп Аввакум, Артемий Веркольский, Лука Крымский, держащий перед собой предоперационные чистые руки хирурга, в которые ощутимо снисходит благодать Божия».

Открывая выставку, Л.А. Мещерякова добавила к написанному: «У каждого человека свой путь к вере. И у каждого христианина свой путь в Церковь. У Лены – такой. И ее работы – суть проповедь.

Когда у нас проходил монтаж выставки, люди заглядывали в окна, и мы пускали всех, кто хочет посмотреть. Женщина зашла, ходила, внимательно смотрела на работы. Потом остановилась напротив «Луки Крымского» и сказала: я физически чувствую – он лечит! А у меня абсолютное впечатление, что в руки Елены снисходит благодать! И с молитвой она приступает к работам».

Благословил открытие выставки протоиерей Александр Птицын, клирик храма Большое Вознесение:

«Братья и сестры, мы Елену знаем с самого начала ее творческого пути, больше тридцати лет, видели ее подвиг духовного возрастания в скульптуре. Считаю, что можно сказать именно так.

Каждая скульптура Елены – это живая скульптура! Она дышит сердцем. Смотрю сейчас на скульптуры святителей, угодников Божьих, которые окружают нас в этом зале, на Лермонтова – они нас вдохновляют! Потому что они живые.

Расскажу о незабываемом. Для Крестовоздвиженского храма на Чистом Вражке, где я тогда служил, Елена в 1995 году, было ей 33 года, сделала Распятие с предстоящими. Оно замироточило, с коленочки Спасителя шло миро. Весь храм благоухал! Мы сообщили об этом Святейшему Патриарху Алексию II.

Мы должны к Господу подходить в чистоте и правде. В молитве. И тогда Господь нас примет и нашу молитву услышит. А вот  молитву Елены Он услышал. Вот ее скульптура «Моление о Чаше». Спаситель нам показывает пример молитвы, как нам нужно молиться. Коленопреклоненно, от чистого сердца…».

Лаконичен был в своем выступлении народный художник России, почетный член Российской Академии художеств, председатель Московского областного отделения Союза художников России Сергей Михайлович Харламов: «Я знаю работы Елены очень давно. И всегда восхищался ими. Когда сегодня вижу их еще раз, какую радость они доставляют! И душевную, и духовную. Спасибо тебе за открытие такой великолепной выставки!»

К словам мужа Ольга Валентиновна Цельмер, художник, староста храма Большое Вознесение добавила: «Скажу как супруга и жительница Плющихи, где неподалеку расположен Крестовоздвиженский храм, с которого все начиналось. Хочу подчеркнуть, что обычно, когда изображают Спасителя или святых, их изображают статично. Елена – что ни образ – то сплошная динамика! Молитва – так это молитва, Спаситель – вот он несет свет. Все работы очень динамичные. Это потрясающе! Именно женщина более чутко понимает все происходящее. И так замечательно умеет выразить».

Известный фотограф, лауреат приза «Золотой глаз» конкурса «World Press Photo» Павел Павлович Кривцов, снимавший многих деятелей нашей культуры, вспомнил такую легенду:

«Как-то святой праведный Лазарь, ставший епископом после воскрешения из мертвых, проходил мимо рынка, мальчишка украл глиняный горшок у продавщицы. Она пожаловалась епископу. И он только чуть-чуть улыбнулся, он никогда не смеялся после воскрешения, и говорит: ну вот, глина украла глину.

Господь нас создал из глины. И вдохнул в нас жизнь. А Елена из глины творит свои скульптуры. И через свое чувство, через свой талант она вдыхает в эти работы духовность.

У меня также есть послание от великого композитора Георгия Васильевича Свиридова: «Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестает быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла».

Личные впечатления и глубокий анализ творчества скульптора – в выступлении директора фонда ГРАНИ, соредактора журнала «Третьяковская галерея», почетного члена Российской академии художеств Натэллы Ильиничны Войскунской:

«Именно в этом зале на совместной выставке Елена Безбородовой и ее дочери мы познакомились. Это знакомство положило начало нашей творческой дружбе.

Трудно не заметить поразительное сочетание образа скульптора с ее работами. Это сочетание – хрупкость и стержень, т.е. сильный характер. Я бы сказала, что, может быть, она идет вослед Мухиной. Пусть в Мухиной не было хрупкости, но было ощущение мощности, был стержень.

Пожалуй, Елена Безбородова и ее творчество максимально точно передают ощущение той эпохи, в которой мы живем: в эту сложную эпоху хрупкость нашей души подвержена бесчисленным испытаниям. Для верующих людей есть опора – их вера. Другой опоры у них нет. А далекие от веры пребывают в поисках опоры.

Здесь многие говорили, что каждый пришел к вере своим путем. Я могу сказать о своем пути. Был весенний день, похожий на сегодняшний, я ехала в метро. И не знаю каким образом, но я вдруг физически поняла, всем своим существом ощутила хорошо знакомый мне факт, что Христа реально распяли. Я прониклась пониманием его крестной муки. Я еще тогда не была даже крещеным человеком: просто поняла, что это было. И с тех пор для меня это стало очень важным.

Если говорить о Елене Безбородовой как о скульпторе, говорить о том, что мы видим на выставке, то невозможно отрицать очевидное: ее связь с искусством скульпторов Возрождения. Именно в их искусстве скульптуры утратили статичность, обрели особую чувственность. Именно в эпоху Возрождения, собственно говоря, и были заложены гениальные основы истинно духовной скульптуры.

Что отличает скульптурные произведения, которые мы видим на выставке? Бросается в глаза вот что: работы как бы идут навстречу зрителю, они раскрыты – жестом ли, особой ли конфигурацией, геометрией сложения фигур. Ведь подумайте: сколько мы видели за свою жизнь, например, «Пьет», сколько «Снятий с креста». И разве можно сказать, что все они были статичны? Нет, конечно. А даже самый известный сюжет у Елены – это что-то явно свое, одновременно похожее на других и не похожее. Я вам скажу, это – самое главное при разговоре о творческом человеке. А в чем заключается это «свое»? А в том, что каждый вдумчивый зритель не просто сочувствует, но и как бы содействует Сыну Человеческому: поддерживает Христа – кто слева, кто справа... Своим состраданием мы включены в момент страдания. И этим многое сказано.

Елена Безбородова – человек очень отзывчивый, особенно когда речь идет об искусстве. Она замечательным образом участвовала в большой программе Фонда ГРАНИ, которая была посвящена Моцарту. Четыре месяца наша выставка открывала Музей моды. Моцарт у Елены дирижировал роскошным пространством эпохи модерна, был абсолютно гармоничен, полностью созвучен и эпохе, и тому проекту, который мы делали вместе.

В сегодняшней экспозиции представлена работа «Лермонтов», высоко оцененная представителями фонда «Время Лермонтова…». Вот что их заинтересовало в статуе Михаила Юрьевича. Проект задуман для домика Рошке. Это сохранившийся до наших дней домик под Пятигорском. Домик в немецкой колонии: естественно, там подавали прекрасный кофе. Все заходили к Рошке пить кофе. Перед дуэлью туда заглянул Лермонтов: выпил кофе и сказал, обращаясь к хозяину: «Я скоро вернусь». А ушел навсегда...

Именно этот момент как раз запечатлен в скульптуре Елены Безбородовой. Поймите: есть маленький домик, он сейчас восстанавливается, там будет маленький музей. Мы очень надеемся, что представленная сегодня на выставке скульптура будет долго-долго одухотворять домик Рошке – точно так же, осмелюсь сказать, как и поэзия Лермонтова.

Желаю Елене больших творческих успехов! Она удивительный человек с удивительным чувством меры. Она все время работает в таких областях, где чуть-чуть пережми – и получится не то, как сейчас говорят, что-то пойдет не так... А вот у Елены все это получается, ибо соблюдена грань чувства меры, такта, ритма, формы.

И еще один момент. Первый результат нашего знакомства – это беспрецедентное издание журнала «Третьяковская галерея», посвященное 75-летию Победы. Вы сами знаете, сколь много создано картин и скульптур на тему поэтической строки «…и превратились в белых журавлей». Ведь образ бесконечно точен и с поэтической, и с изобразительной точки зрения. Редакция выбрала скульптуру Елены Безбородовой. Изображение именно этой скульптуры открывало английскую версию выпуска нашего журнала, посвященного 75-летию Победы».

Русский писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин, чей бюст из бронзы работы Елены Безбородовой представлен на выставке, отметил:

«Эти скульптуры исключительно православные, удивительной силы. Подходишь, например, к «Лермонтову», и сразу слышишь: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…». Мгновенно звучат стихи.

Вроде бы это не мужское дело – работа с глиной, металлом. Но вот хрупкая женщина стала основоположницей православного проявления скульптуры. Это большая радость, что у нас есть такая Елена Анатольевна! Сердечно поздравляю».

Православный публицист Мария Андреевна Мономенова размышляет:

«Ехала на выставку в Дом Гоголя, любимого писателя. 24 марта – набираю в интернете, что уже было в этот день. Гоголь, 24 марта, письмо Николаю Языкову из Франкфурта. Большое, но я подспудно понимаю, что пишет он про Лену. Речь идет о противоборствующих идеологических кланах, так или иначе, вспоминается и наше время. Гоголь рассуждает: как же так, как нам объяснить им, что мы правы, что истина на нашей стороне? Получается, что каждый самоотверженно бьется, но за свою личную правду. А нужно как-то так подойти, чтобы не свою правду раскрывать, а Божию. Он говорил о мягкой силе, хотя тогда такого понятия еще не существовала. Но Гоголь о нем уже знал.

Творчество – мягкая, но на самом деле очень серьезная сила. По Гоголю, единственная, которая способна донести Божью истину до людей, которые по тем или иным причинам пока еще далеки от Церкви.

А познакомились мы с Леной в типичных для ее характера условиях. В 2013 году в Сирии. Это была спецоперация делегации женщин из России. Кстати говоря, Лена подарила там семье президента Башара Асада свою скульптуру «Снятие с Креста».

Нам есть о чем вспомнить...».

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Дмитрий Анатольевич Белюкин, одноклассник Елены Безбородовой по МСХШ, перекинул мостик из прошлого в настоящее:

«Мы вместе учились как в школе, так и потом в институте. Мы прошли вместе эти стадии взросления. Тогда мы все были маленькими и счастливыми, потому что впереди, где-то очень далеко, виднелся Парнас, на котором были Микеланджело, Рафаэль, Тициан, для нас – недосягаемый уровень живописцев и скульпторов. И мы честно, бескорыстно служили искусству, горели и хотели приблизиться к той вершине. Очень мало кто эту дистанцию пробежал. Хотя бы не то что став на уровень, а приблизившись к Парнасу, сохранив вот эту честность отношения «ты и мир», «ты и искусство», «ты и Господь», который управляет тобой, подсказывает темы. Чистота темы, важность темы... Многие из наших одноклассников были еще до этого дикого арт-бизнеса сломлены просто жизнью... И мало кто сохранил вот это горение, которое, безусловно, есть у сегодняшней именинницы».

График и живописец, член Московского Союза художников Дарья Мазурина, дочь скульптора, высказала свое мнение:

«Сказано много хороших слов. И это все правда. Любые художественные произведения трогают зрителя, когда в них есть что-то понятное каждому человеку. Что-то общее.

И в целом в православной культуре таких символов очень много. Например, молитва в Гефсиманском саду, когда человек, возможно, принимает какое-то решение, которое будет для него сложным, и он его принимает не в свою пользу, а в пользу чего-то большего, чего-то более великого, ради какой-то важной идеи.

Я думаю, что эти работы будут понятны не только православным, а всем людям, вне зависимости от их религии, веры, национальности. Это общие моменты. Искусство нужно для того, чтобы люди могли объединяться, чтобы оно помогало людям жить, проходить испытания. Я вижу в искусстве такую миссию. И я очень рада, что моя мама идет этим путем. Чтобы помогать людям проживать и радостные, и печальные, сложные моменты».

Завершить репортаж об открытии выставки Елены Безбородовой можно словами Н.И. Нарочницкой, которая ответила тем, кто удивляется – почему многие из работ Елены Безбородовой существуют пока лишь в небольших рабочих моделях, хотя могли бы, при соответствующем увеличении, украшать площади наших городов, вдохновляя и радуя людей.

«Это еще и великий художник нашего времени.

Думаю, что эти скульптуры будут стоять на наших площадях! Потому что мир уже никогда не будет иным, но надо выстоять.

И вот эта система ценностей, которую нам навязали, от которой мы все время отбивались, оправдывались, она растоптана самим Западом. И зачем нам подчиняться их логике, эстетике, оправдываться, что они не так нас поняли, что мы на самом деле хорошие, в их смысле. Не нужен нам их смысл! Вот наш смысл».

Выставка Елены Безбородовой «Чем люди живы» работает до 8 мая в Доме Гоголя, Никитский бульвар, 7, среда – воскресенье с 12:00 до 20:00.

(Выставка продлится около двух месяцев, и на смену героико-духовной теме придёт «красота, молодость, сила». Скульптор пообещала, что, возможно, центральным произведением станет её большая работа «Танец с лентами»).

Данный репортаж и фото были размещены в Интернет-издании «Столетие».

P.S. Приглашаем посетить эту удивительную выставку.

Напомним, что друг нашего Клуба  Елена Анатольевна Безбородова – автор установленного 21 июня 2019 года в Вологде  памятника дважды Герою Советского Союза, прославленному летчику-истребителю, вологжанину  Александру Клубову.

1650571117.jpg