Вспомним о великих...

22 апреля 2024 года исполняется 300 лет со дня рождения одного из величайших мыслителей XVIII века незабвенного Иммануила Канта. До сих пор его имя, жизнь и научное творчество служат ярким маяком для ученых.  Кант – немецкий ученый, основатель классической философии и теории критицизма, выразитель  германского 1713735537.pngдуха, высоко ценившегося в России в лице лучших представителей во многих видах деятельности: в музыке – Баха и Бетховена, литературе – Гёте и Шиллера, в науке – Канта и Гегеля. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а идеи ученого лежат в основе философского учения во всем мире, не оставляют равнодушными как его единомышленников, так и противников. 

Семья

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Восточной Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал шорником и изготовлял седла и другую конскую упряжь, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Кантов было 12 детей, Иммануил родился четвертым. Многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа – выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.

Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве - пиетизма. Его суть в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру. Набожная мать брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, где он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование. В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 годы. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила, и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.

Кенигсбергский университет

В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания. Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.

В 1755 году Иммануил вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога». Подпись Иммануила Канта

Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.

Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, аскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа. 

В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут. Иммануил Кант принимает гостей

1713735549.pngПотом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более ел ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

1713735565.jpgОстаток жизни ученый прож ил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.

Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил Кант  под стенами Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, а над вынесенным на свет скромным могильным  возвышением  возвели колоннаду. Отдадим же дань уважения великому мыслителю, а вместе с ним и городу, породившему столь достойного гражданина.

  

10 фактов о Канте, которые нужно знать:

Иммануил Кант жил в бедной семье. Когда будущий философ учился в университете, он отдал единственную обувь в ремонт, и ему1713735573.png пришлось идти на лекции в ботинках соседа. А после смерти отца положение семьи еще больше ухудшилось. Кант даже бросил учебу и работал учителем.

До 60 лет Кант жил в бедности. Он никогда не стремился к богатству и жил скромно. Однако философ был целеустремленным и достиг успеха. Его друг занимался финансовыми вопросами, а Кант — наукой. В итоге ему удалось накопить большое состояние.

Иммануил Кант писал императрице Елизавете Петровне. В начале Семилетней войны Кенигсберг перешел под русское управление. У университета как раз освободилась кафедра логики и метафизики. Кант хотел занять ее в качестве профессора. Университетский сенат выбрал двух достойных кандидатов, в том числе и Канта. Философ написал русской императрице, однако так и не получил кафедру.

 У русского человека Кант как личность и сегодня вызывает уважение по причине его достойного поведения честного работника мысли, самозабвенного труженика, терпеливого наставника, положившего на алтарь философии все свои душевные и телесные силы.

Кант задавался вопросом о существовании Бога. Он критиковал пять доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского и говорил, что 1713735581.pngчеловек не может понять существо Бога, так как понимание божественного превышает возможности человеческого разума. Философ утверждал, что именно соблюдение моральных законов свидетельствует о том, что миром управляют высшие силы. 

Иммануил Кантом был популярным лектором. В аудитории никогда не было свободных мест. Мыслитель говорил, что учит не философии, а умению думать.

Иммануил Кант был против того, чтобы лгать людям даже из человеколюбия. Он говорил, что ложь противоречит закону нравственности — категорическому императиву. Об этом философ пишет в книге «Критика практического разума».

Философия Иммануила Канта оказала большое влияние на Фридриха Гегеля — представителя немецкой философии. Гегель, как и Кант, считал, что человеческий разум ограничен, и некоторые области не подвластны человеческому пониманию.

1713735590.png

Главные труды Иммануила Канта

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения.

 

P.S. А другим гением, родившимся так же 22 апреля, но 1870 года, спустя 146 лет, стал наш великий соотечественник, основатель Советского государства и теоретик марксизма Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

1713735599.pngПомимо совпадения дат рождения у Ленина и Канта есть еще немало совпадающих черт: например, оба по все тем же строго официальным данным были… подданными Российской Империи. Очень близок их рост, состав семьи… Но есть и еще одна связь Ленина с Кантом, подтвержденная публикациями некая городская легенда: могила философа почти не пострадала. Чудом кажется и то, что могилу не снесли. Тут снова нельзя не упомянуть Ленина. Считается, что от сноса могилу уберег именно он. Точнее, его работы, где он, критикуя Канта, вместе с тем вслед за Марксом и Энгельсом отдавал должное кантовскому наследию. То есть могилу Канта спасет имя Ленина.

В фундаментальной философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И.Ленин отметил, что "Основная черта философии Канта есть примирение материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной системе разнородных, противоположных философских направлений. Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист…», давший впервые в истории философии понимание, что «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (т. 18, с. 130-131).

P.S. Это вечный спор между материалистами и идеалистами. Однако именно Владимир Ильич Ленин всей своей жизнью, своей борьбой, своим трудом, своим творчеством; единством мысли, чувств и практики доказал и показал: «ЧТО есмь интеллигентность и КТО есть интеллигент…». В последние месяцы жизни Ленин по-новому видел социализм – как строй цивилизованных кооператоров, для достижения которого необходимы продолжение НЭПа и «целая культурная революция», главным образом в крестьянской среде. Он обосновал принцип федеративного союза республик в составе СССР в противовес идее автономизации. И сегодня Ленина называют величайшим революционным мыслителем, лидером и государственным деятелем в истории страны и мира. А Великую Октябрьскую социалистическую революцию, в свою очередь, считают самым значимым политическим событием XX века.

Статья подготовлена Александром Васьковым и Валерием Лесковым с использованием Интернет-ресурсов.

1711791245.jpgИндексация социальных пенсий, новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД — что ожидает граждан России в середине весны?

Второй месяц весны подарит россиянам не только теплые солнечные лучи, но и изменения во многих сферах жизни. С самого начала апреля 2024 года в силу вступит ряд важных перемен.

Пятый канал собрал главные нововведения, которые должны произойти в России в середине весны

Индексация социальных пенсий

Уже 1 апреля 2024 года в России будет проведена ежегодная индексация социальных пенсий, связанная с ростом прожиточного минимума. Государственные выплаты будут повышены на 7,5%. Ощутят это следующие категории:

  • граждане, у которых нет необходимого подтвержденного рабочего стажа и пенсионного коэффициента для начисления страховой пенсии;
  • граждане, потерявшие кормильца;
  • граждане, имеющие инвалидность

Таким образом, социальная пенсия по старости вырастет до 7689,83 рублей, а размер выплаты по инвалидности будет зависеть от категории получателя.

Также увеличение коснется других групп граждан:

  • военных по призыву и добровольцев, которые получили инвалидность на службе;
  • участников Великой Отечественной войны и блокадников;
  • пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • бывших работников летно-испытательного состава за выслугу лет - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Кроме того, традиционно увеличенную денежную выплату начнут получать пенсионеры, отпраздновавшие в марте свое 80-летие.

Введение закона о перепланировке квартиры

С 1 апреля 2024-го в силу вступят поправки в Жилищный кодекс и закон "О государственной регистрации недвижимости". Согласно новым правилам, перепланировкой квартиры будут считаться изменения внутреннего устройства квартиры, границ и площади жилища, а также образование новых помещений. Кроме того, объединение нескольких комнат или квартир, ранее считавшееся реконструкцией, аналогично будет входить в понятие “перепланировки”. Необходимо также будет получить разрешение властей на оборудование кладовой, изменение внутренней планировки, а также перенос дверного проема.

Без получения разрешения собственники смогут проводить в квартирах косметический ремонт, менять полы, двери, окна, заменять трубы, остеклять балкон, переставлять электроплиту на кухне.

Согласование потребуется для замены ванны на душ, газовой плиты на электрическую, замены систем отопления, газо- и водоснабжения, вентиляции. Кроме того, без разрешения органов нельзя будет переносить стены, менять положение перегородок (даже из гипсокартона).

Устанавливать новые перегородки и менять конструкции оконных проемов тоже нужно будет после согласования, равно как и менять полы в доме с деревянными перекрытиями. Наконец, без разрешения нельзя устраивать антресоли.

Сведения о проведенных изменениях в квартире будет ждать согласующий их орган муниципального управления. При этом надо предоставить приложение технического плана перепланированной квартиры. После ремонта — получить акт приемки, заказать новый техплан у кадастрового инженера. Его, в свою очередь, нужно передать в Росреестр — чтобы изменения были внесены в ЕГРН. После этого перепланировка квартиры будет официально завершена.

Появление новой графы оплаты в квитанции ЖКХ

С 1 апреля 2024 года в квитанции ЖКХ появится новая графа. В ней будет указан перерасчет потребления услуг за предыдущий период, основанный на сопоставлении фактических объемов с нормативами. Доплатить придется в том случае, если значения использованных ресурсов окажутся превышены.

Данные изменения в квитанциях по оплате коммунальных услуг коснутся исключительно тех россиян, которые используют в своих квартирах индивидуальные счетчики учета воды, электроэнергии и прочего. Размер доплаты может достигать до 1500 рублей. Точная сумма будет зависеть от климатических условий региона.

Изменение правил сдачи экзаменов в ГИБДД

  • С 1 апреля 2024 года вступит в силу изменение, согласно которым, лица, не сдавшие экзамен в ГИБДД три и более раз, смогут сделать очередную попытку не ранее шести и не позднее девяти месяцев с момента проведения последнего экзамена. Данное правило касается как практики, так и теории.
  • С начала апреля количество штрафных баллов, допустимых при сдаче практического экзамена, увеличивается. Если ранее можно было получить менее пяти баллов, то с 1 числа разрешенное количество увеличивается до семи.
  • Пополнится перечень документов, необходимых для сдачи экзамена. Наряду с паспортом, документом об окончании автошколы, заявлением, медицинской справкой и квитанцией об оплате госпошлины нужно будет предоставить СНИЛС. А иностранным гражданам потребуется предъявлять нотариальный перевод паспорта.
  • Изменения коснутся и ограничений на разрешение сдачи экзамена в ГИБДД. Допущены не будут следующие лица: лишенные водительских прав, отказавшиеся проходить медицинское освидетельствование, не явившиеся в военкомат по повестке, не выполнившие условия возврата прав после истечения срока их лишения и пойманных за вождение в нетрезвом виде. Также к экзамену не будут допущены ученики “серых” автошкол. Это заведения, имеющие необходимую материально-техническую базу лишь документально.

Изменения в действии водительских удостоверений

Согласно нововведениям, с 1 апреля 2024 года некоторым водителям придется пересдавать экзамен. В это число войдут россияне, имеющие иностранные национальные удостоверения. Права, полученные за границей, будут действовать в течение одного года с даты въезда владельца на территорию России, после чего окажутся признанными недействительными.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие национальные и международные водительские удостоверения, также должны будут заменить права спустя один год с даты их получения. А лица, получившие российское гражданство или вид на жительство до апреля 2024 года, имеют возможность заменить иностранное удостоверение на российские до 1 апреля 2025-го без необходимости сдачи дополнительных экзаменов.

Нарушение данных правил будет расценено инспекторами ГИБДД как езда без водительских прав. Выписанный штраф будет в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей.

Подорожание автомобилей из параллельного импорта

Цена автомобилей, ввезенных в Россию по схеме параллельного импорта, с 1 апреля 2024-го значительно возрастет. Данные изменения вызваны исчезновением возможности доставлять новые машины в страну с оформлением на физических лиц без дополнительных платежей.

С самого начала апреля ввоз автомобилей через российскую таможню будет возможен лишь при уплате всех положенных налогов, акцизов и таможенных сборов. В случае, если транспортное средство будет доставляться через страны Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда помимо РФ входят Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан, предстоит заплатить утилизационный сбор.

Появление нового способа получения шенгенской визы

Уже с 1 апреля россияне смогут подавать заявления на шенгенские визы в посольстве Болгарии в Москве и в генконсульстве в Санкт-Петербурге. Предполагается, что сроки рассмотрения будут стандартными - от двух недель до месяца.

По шенгенской визе, выданной Болгарией, можно будет посещать не только само государство, но и другие страны, которые подписали соглашение.

Введение ограничений на продажу алкоголя

С первого дня апреля 2024 региональные власти получат возможность запрещать продажу алкогольных напитков в питейных заведениях, расположенных в многоквартирных домах и рядом с ними. Данная мера будет касаться магазинов, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве точек общественного питания и известных в народе под термином “наливайки”.

Также с 1 числа может быть ограничено время продажи алкогольных напитков в барах, ресторанах, кафе и буфетах, расположенных в жилых домах и на прилегающих к ним территориях.

Расширится маркировка товаров

Перечень товаров, требующих маркировочного знака, расширится с 1 апреля 2024-го. Список данной продукции пополнит красная и черная икра, а также отечественная и импортная одежда. Остатки товаров из партии, выпущенной до данного нововведения, можно будет продавать в России до 30 июня этого же года.

Также с начала апреля никотиносодержащие товары, пивная и слабоалкогольная продукция в кегах должны быть промаркированы. Исполнение данного требования будет проверяться онлайн, с помощью сверки с системой “Честный знак”. Товары, которые не пройдут проверку, будут запрещены.

Введение штрафов за нелегальный выпуск табачной продукции

С 1 апреля 2024 года в России будут предусмотрены штрафы за нарушение требований и незаконное производство табачной и никотиносодержащей продукции. Также административная ответственность коснется изготовителей сырья для производства данных товаров.

За нарушение требований будут выписываться штрафы в размере до одного миллиона рублей, а также производиться конфискация оборудования, сырья и других предметов.

Источник: Дзен

1 апреля. Производителей детских велосипедов поддержат налоговыми льготами

Постановлением кабмина расширен перечень детских товаров, облагаемых НДС по сниженной ставке 10 процентов. В него вошли велосипеды, автокресла и бустеры, детские стулья и стульчики для кормления, бутылочки, соски, ванночки, горки для купания и другие изделия для ухода за детьми.

Решение поддержит отечественных производителей и повысит доступность товаров для детей, рассчитывают в Правительстве.

Объем рынка детских товаров, которые попадут под льготную ставку НДС, по оценкам экспертов, составит около 44 миллиардов рублей.

Этой налоговой льготой уже пользуются производители и продавцы некоторых товаров для детей, в частности одежды, обуви, колясок, матрасов и принадлежностей для образования и творчества.

1 апреля. Школьные учебники промаркируют

С 1 апреля 2024 года по 31 августа 2025 года в России пройдет эксперимент по маркировке средствами идентификации печатных общеобразовательных учебников. Участие в апробации будет добровольным. Всем задействованным в эксперименте бесплатно выдадут коды маркировки, необходимые для формирования средств идентификации. Также в рамках эксперимента опробуют механизмы цифровой маркировки учебников.

1 апреля. Данные о незаконной госпитализации в психбольницу внесут в меддокументацию, в которую будут включать информацию об оказании пациенту в недобровольном порядке психиатрической помощи, впоследствии признанной судом или комиссией врачей-психиатров незаконной либо необоснованной. Такой закон вступает в силу 1 апреля. Это позволит защитить людей, незаконно госпитализированных в психбольницы, от использования сведений об их принудительном лечении против них.

Также в апреле вступает в силу закон, согласно которому Росздравнадзор будет контролировать соблюдение уполномоченными органами исполнительной власти регионов порядка и сроков представления сведений в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. А обучающиеся по программам ординатуры группы специальностей «Клиническая медицина» смогут работать на должностях врачей-стажеров.

1 апреля. Порядок обращения биомедицинских клеточных продуктов обновят.

К таким продуктам отнесли препараты на основе соматических клеток. При этом к биомедицинским клеточным продуктам не будут относиться объекты трансплантации, а также лекарственные средства, в том числе высокотехнологические и генотерапевтические.

Этим же документом установлен запрет на ввоз на территорию России биомедицинских клеточных продуктов.

Источник: © pxhere.com

Девятого марта исполнилось 90 лет со дня рождения первого космонавта – Юрия Гагарина. Его полет в космос 12 апреля 1961 года, длившийся 108 минут, стал главным событием ХХ века. Юрий Гагарин был не только лётчиком-космонавтом СССР, но и Героем Советского Союза, кавалером высших знаков отличия ряда государств, почётным гражданином  многих российских и зарубежных городов.

Весна в Поволжье в 1961 году была ранней. Шестилетняя Румия вместе с бабушкой Анихайят Тахтаровой с утра отправилась на поле сажать картофель. Неожиданно она увидела огромный оранжевый парашют и идущего к ним человека, лицо которого было закрыто шлемом.

1710063436.jpg

© Sputnik / Юрий Абрамочкин

Он подошел, представился и спросил, откуда можно позвонить в Москву. Это были первые люди, которых встретил космонавт после приземления.

Парень со Смоленщины

Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Отец был плотником, а мать работала на молочно-товарной ферме. 1 сентября семилетний Гагарин пошел в школу, но 12 октября деревня оказалась оккупирована немцами, и его учеба прекратилась на несколько лет.

Все время оккупации семья Гагариных прожила в землянке, вырытой их отцом. В их доме немцы устроили мастерскую, а всю семью выгнали на улицу. Будущий космонавт видел, как его отца избивали немецкие солдаты, 1710063488.jpgзаставляющие работать. В начале 1943 года гитлеровцы, незадолго до отступления, угнали на работу в Германию его старшего брата Валентина и сестру Зою. Клушино было освобождено 9 апреля 1943 года, вскоре после прихода советских войск девятилетний Гагарин снова пошел в школу.

После окончания семилетки в 1949 году он поступил в Люберецкое ремесленное училище,  а затем – в Саратовский индустриальный техникум, на литейное отделение. Но металлурга из него не вышло – в октябре 1954-го он начал заниматься в Саратовском аэроклубе ДОСААФ, где выполнил 196 полетов, в том числе и на ЯК-40. Призывная комиссия 19-летнего Гагарина направила в первое авиационное училище, по окончании которого он проходил службу на Северном флоте. Юра и Валя познакомились и 1710063496.jpgрасписались ещё в Оренбурге во время обучения Гагарина в Чкаловском военном авиационном училище лётчиков, а его будущая жена — в медучилище. В дальнейшем Валентина Гагарина работала в лаборатории Медицинского управления Центра управления полётами.

Мечта каждого летчика

Для летчиков реактивной авиации полет в космос после запуска первого искусственного спутника Земли в октябре 1957 года был только вопросом времени. Об этом мечтали все пилоты того времени. Рапорт с просьбой зачислить в группу космонавтов Гагарин написал 9 декабря 1959 года. Через неделю пришел ответ, и он был вызван в Москву для прохождения медобследования в Центральном научно-1710063502.pngисследовательском госпитале. В начале 1960 года состоялась вторая медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.

© Sputnik

Из трех тысяч пилотов реактивной авиации в первый отряд космонавтов было отобрано 20 человек. Сейчас из его состава жив только летчик-космонавт Борис Волынов.

Для первых полетов была отобрана основная группа из шести человек, которых планировали отправить в космос: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриан Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Первым по итогам подготовки стал Титов, но решающим правом того, кто будет на корабле, обладал только главный конструктор Сергей Королев.

В апреле 1960 года он подписал эскизный проект корабля-спутника «Восток-1». Здесь надо понимать, что в течение одного года параллельно готовились космонавты для полета и собирался сам корабль.1710063512.jpg

При таком аврале технические сбои были неизбежны. 3 июля 1960-го произошла авария первой ступени ракеты, космический корабль, не имеющий системы аварийного спасения, разрушился при падении. 1 декабря корабль утонул в Японском море после спуска по нерасчетной орбите. 22 декабря – авария третьей ступени ракеты, корабль успел отделиться от нее только с помощью системы спасения.

Заместитель Королева – Леонид Воскресенский – и практический разработчик «Востока-1» Михаил Тихонравов были в шоке от того, что происходило. Время и начальство из ЦК КПСС давили, а «мудрые» рекомендации раздавались одна за другой. Королев решил не отменять полет, а его программа была сокращена до одного витка. Разведка говорила о том, что американцы планируют отправить корабль в космос в конце апреля. Королев называл дату полета – между 10 и 17 апреля 1961 года.

1710063520.png

© Sputnik

Первый полет в истории человечества

Сомнений в том, что в первом полете все может пойти не по плану, не было ни у кого. В корабле Гагарина «Восток» все было рассчитано на 13 суток нахождения в космосе. Этот срок определил академик Мстислав Келдыш со своим институтом. Они полагали, что если тормозной двигатель «Востока» не сработает, он приземлится сам не позже этого периода. Но будет ли жив космонавт к этому времени – на этот вопрос ответить не мог никто. Руководитель группы космонавтов, легендарный полярный летчик, участвующий в спасении челюскинцев, Николай Каманин в своем дневнике запишет: «Полет, которого мы все так ждем, – это зона большого1710063527.jpg риска».

Самая большая неприятность в полете, о которой все знали, – это высокая вероятность отказа тормозного двигателя. В этом случае до приземления на Землю корабль мог находиться в космосе не менее трех недель.

Валентина Пономарева, которая в то время была членом отряда космонавтов, прокомментировала это так: «Существование «Востока» с Гагариным на орбите оказалось равным 23–25 суток вместо 10, на которые была рассчитана бортовая система жизнеобеспечения. Случись отказ тормозного двигателя – и мы бы Юру потеряли».

В момент схождения с орбиты, после выключения тормозного двигателя началось беспорядочное кувыркание корабля со скоростью одного оборота в секунду, которое продолжалось около 10 минут.

Королев попросил Гагарина не докладывать об этом в высшие инстанции, так как это могло поставить крест на всей космической программе, над которой они работали вместе, и дал Гагарину слово разобраться в причинах неполадок.

Пять лет назад журналистка А.Андреева сообщала и о таких фактах:

— Юрий Гагарин начал свой исторический полет в звании старшего лейтенанта, а вернулся на Землю уже майором. Мгновенное повышение в звании инициировал Никита Хрущев.

— Перед стартом космического корабля Юрия Гагарина для информационной службы Союза было заготовлено три варианта сообщений об исходе полета. Первый — торжественно-радостный, второй — с объявлением SOS на случай пропажи космонавта, третий — трагический (на случай гибели).1710063535.jpg

— Когда космонавт катапультировался, клапан, через который должен был поступать воздух, не сразу открылся. Гагарин мог задохнуться, но клапан все же сработал.

— Когда капсула вошла в земную атмосферу, обшивка корабля загорелась, жидкий металл потек по стеклам иллюминаторов (3-5 тыс. градусов по С), кабина затрещала. Но Юрий Гагарин решил не пугать инструкторов на Земле и рассказал им обо всем позже.

— Кадры переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте были сняты в более поздний период, поскольку в момент реального старта им было не до этого.

— Перед полетом Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене и детям на случай, если произойдёт катастрофа. Супруге передали это письмо после смерти космонавта.

1710063542.png

© Sputnik

Первым может быть только один

Космонавт № 2 – Герман Титов – никогда не скрывал своей досады от того, что в космос не он полетел первым. Когда его пытались успокоить, говорил: «Колумб первым открыл Америку. Назовите, кто был вторым?».

Но это никак не влияло на его взаимоотношения с Гагариным, с которым он не только вместе готовился к полету, но и жил в одной комнате. Во время полета в космос Титова в августе 1961 года Гагарин должен был отправиться с визитом в Канаду. В знак уважения к другу он отложил поездку и вернулся домой, чтобы встретить Титова после полета.

Восстановление Храма Христа Спасителя

Свой 30-летний юбилей в марте 1964 года Гагарин встретил в Троице-Сергиевой лавре. Это было предложение его одноклассника, который приехал к нему на день рождения. Экскурсия, проведенная для Гагарина 1710063550.jpgнастоятелями лавры, потрясла его. Он впервые увидел макет Храма Христа Спасителя, изготовленный еще в ХIХ веке. Гагарин спросил: «А где этот храм?», и получил ответ: «На его месте сейчас находится бассейн «Москва».

За два года до этого, в 1962-м, он был в президиуме собрания, посвященного 150-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Через полтора года на Пленуме ЦК ВЛКСМ во время своей речи Гагарин поставил вопрос о восстановлении исторических памятников, посвященных данному событию – разрушенной Триумфальной арки и Храма Христа Спасителя. Присутствующие в зале аплодировали, а первый секретарь ВЛКСМ Сергей Павлов и секретарь ЦК КПСС по идеологии в перерыве пленума уехали в ЦК с вопросом, что делать в этой ситуации – первый в мире космонавт допустил со своей стороны неслыханную крамолу для того времени.

Что было бы с Гагариным при Хрущеве, сказать трудно – Храм Христа Спасителя был взорван в ходе сталинской реконструкции Москвы при его участии. Но первым лицом в то время был уже Леонид Брежнев, который понимал и, скорее всего, разделял позицию Гагарина, спустив ситуацию на тормозах. Триумфальную арку восстановили в течение трех месяцев, вопрос о Храме Христа Спасителя был решен только спустя 30 лет Юрием Лужковым.

Пережил бессмертие

После объявления диктором Юрием Левитаном о состоявшемся историческом событии рабочий и учебный день был "испорчен" и превратился в праздник. Люди были охвачены эйфорией, в Москве многие ринулись на Красную площадь.

С полетом в космос жизнь Гагарина полностью превратилась в государственный протокол, выполнение дипломатической миссии. В первый год он побывал в 29 иностранных государствах. Завтракал у королевы в Букингемском дворце. Не только он сам, но и вся его семья стали визитной карточкой Советского Союза, который о1710063556.jpgбъехали почти весь. Несмотря на обрушившуюся на него славу, Юрий Гагарин не страдал от «звёздной болезни». Крестьянский сын, росший в военное время, он держался с достоинством на высоких приёмах и приветливо, по-простому — с рабочим людом.

После визита в Японию, когда взаимоотношения между СССР и этой страной были практически на нуле, товарооборот между ними увеличился в 15 раз.

В 1968 году он окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер». Примечательно, что после себя он оставил ряд научных и практических открытий, которые успешно используются в космонавтике. Он всегда был в первом ряду космонавтов, всегда стремился летать, в том числе на Луну, ставить новые рекорды и технически был к этому готов.  Последние два года его жизни были самыми сложными. Он тяжело пережил смерть Сергея Королева в январе 1966-го. Еще большим ударом стала для него гибель Владимира Комарова во время полета на корабле «Союз» 24 апреля 1967 года.

Гагарин погиб на 35 году жизни 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на МИГ-15УТИ под руководством опытнейшего инструктора и Героя Советского Союза Владимира Серегина вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Урны с их прахом захоронены в Кремлевской стене. Обоих оплакивала вся страна. Материалы расследования причин катастрофы пока засекречены. За семь лет после своего полета в космос Гагарин при жизни пережил бессмертие. Что он чувствовал при этом, мы не узнаем никогда. Возможно, об этом догадываются только его близкие, которые после его смерти, однако, не дали ни одного интервью.

Жена Валентина Ивановна Гагарина скончалась в 2020 году. Старшая дочь Елена, искусствовед работает  гендиректором музея-заповедника «Московский Кремль». Младшая, Галина — профессор Государственной академии им. Плеханова, доктор экономических наук. Дети и внуки гордятся своим отцом и дедом.

1710063563.png

Памятник Ю.А. Гагарину на Ленинском проспекте

Использованы интернет-ресурсы: портала Newgrodno.by (Великий Новгород); фото © Sputnik / Александр Сергеев, / Максим Блинов; ©2011-2024 «53 новости», Википедии.

Подготовил Валерий Лесков, который вместе со всеми праздновал нашу выдающуюся победу в космосе, а весной 1964 года, заканчивая 11-м класс, познакомился с Юрием Алексеевичем Гагариным в Водно-спортивном клубе в Химках и получил от него автограф.

1711790092.jpgАвиаконструктор, генерал-полковник-инженер, академик АН СССР трижды Герой Социалистического Труда

Во время Гражданской войны был авиамехаником, начальником авиаремонтного парка.

С 1931 г. – начальник Центрального конструкторского бюро. На разработанных С.В. Ильюшиным первых советских боевых самолетах ЦКБ-26 (ЦКБ-30. ЦКБ-30Ф) установлено несколько мировых рекордов, совершены известнейшие беспосадочные перелеты конца 1930-х гг.

С 1935 г. – главный конструктор. Под руководством С.В. Ильюшина создано несколько типов бомбардировщиков и торпедоносцев (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40 и др.), пассажирских самолетов (Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и др.).

С 1956 г. – генеральный конструктор. В Российском государственном архиве в г. Самаре на постоянном хранении находятся заявочные материалы на изобретения Ильюшина С.В.

Имя выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина стало известно в 1930 гг. ХХ века. В истории отечественного самолётостроения это время было отмечено бурным развитием всех видов авиационной техники. Одарённый мальчик появился на свет 18 марта 1894 г. в д. Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича и Анны Васильевны Ильюшиных. Сергей стал самым младшим из одиннадцати детей. Поэтому трудиться и учиться ему пришлось с малолетства. В земскую школу Сергей пошёл в селе Березники. Мальчишке нравились математика, география, русский язык, а читать он научился ещё в шесть лет. В 1906 г. Сергей окончил школу и у него начались скитания по России в поисках заработка. Пришлось наниматься чернорабочим на фабрику Яковлева в г. Костроме, на фабрику Горелина в г. Ивано-Вознесенске, трудиться на заводах «Невский» и «Тентелевский».

Ильюшин вспоминал о своём детстве:

«Читать я научился рано — в шесть лет. Моими первыми книгами были «Ветхий завет» и «Новый завет», «Часослов», журнал «Вестник Европы», который каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню.

Восьми лет пошёл я в земскую школу в селе Березники в двух с половиной верстах от нашей деревни. Нам преподавали несколько предметов. Русский язык мы учили по книге Ушинского «Родное слово», занимались чистописанием, писали диктанты, учили географию, арифметику и обязательно закон божий. …

Одним из учителей в земской начальной школе был Александр Владимирович Чевский. Это был удивительный человек. Он привил мне любовь к чтению, к знаниям…»

В 1910 г. Сергей оказался в столице - г. Петербурге, где устроился работать землекопом на Коломяжский ипподром, приспособленный под аэродром. Там то подростку и довелось наблюдать за выступлениями первых российских авиатороввоздухоплавателей - С.Уточкина, М.Ефимова, Л.Мациевича, В.Лебедева. И тогда он «заболел небом»! В 1912 г. подрядился табельщиком на постройке Амурской железной дороги. Позже работал помощником машиниста экскаватора на Балтийском судоремонтном заводе в г. Ревель (ныне - г. Таллин, Эстония). В годы Первой мировой войны (1914-1918) С.В.Ильюшина призвали в армию. Служить пришлось солдатом в Управлении Вологодского воинского начальника. Летом 1917 г. Сергей Владимирович смог сдать экзамен на права пилота, окончив солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. В Гражданскую войну, в 1919 г., поддержавшего Советскую власть С.В.Ильюшина, назначили авиамехаником, военкомом 6-го авиационного поезда-мастерских 6-й, затем Кавказского авиационного поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отдельной Кавказской армий.

В 1921 г. С.В.Ильюшин получил направление в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 г. - Академия Воздушного Флота им. Н.Е.Жуковского). Среди её слушателей была популярна постройка учебных планеров. И Сергей Владимирович впервые начал конструировать планеры собственной конструкции: «Мастяжарт» (1924), «Рабфаковец» (1924), «Москва» (1925). Как молодой специалист, он встал у истоков Всесоюзных планерных слётов, которые начали проводить под эгидой Осовавиахима в Крыму, в Коктебеле, и возглавлять Технический комитет, оценивавший состояние планеров. В 1926 г. Сергей Владимирович окончил академию и был назначен председателем самолётостроительной секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии. В это время он стал активным сотрудником журнала «Самолёт». В 1931 г. талантливого инженера поставили во главе Конструкторского бюро ЦАГИ. В 1933 г. было создано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В.Р.Менжинского. Его начальником назначили перспективного С.В.Ильюшина.

В 1935 г. бригада Сергея Владимировича была преобразована в Опытное конструкторское бюро (ОКБ) авиазавода № 39 им. В.Р.Менжинского, где он в 41 год становится главным конструктором. Ильюшин был бодр, успел поработать на ответственных постах, ценим руководством и готов творить. Дальнейшая биография Сергея Ильюшина лучше всего иллюстрируется линейкой самолётов, созданных в ОКБ под его руководством. В 1935 г. в небо поднялся первый серийный дальний бомбардировщик ОКБ Ильюшина - ДБ-3, который впоследствии был серьёзно модернизирован и получил индекс Ил-4. Самолёт был революционным для своего времени: впервые в отечественной школе авиастроения конструкторы добились совмещения в одном бомбардировщике высокой скорости и большой дальности полёта. На модификациях этого самолёта в предвоенные годы были совершены три рекордных дальних перелёта, в двух из которых участвовал легендарный лётчик- испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Конструктор и пилот верили в самолёт, получивший надёжные двигатели.

Бомбардировщики ОКБ-3 С.В.Ильюшина ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М, ДБ-3Ф (Ил-4) принимали активное участие в советско-финляндской (1939-1940) и Великой Отечественной войнах (1941-1945). Уже 8 августа 1941 г. советские летчики на самолётах на ДБ-3ф (Ил-4) совершили первые налёты на столицу фашистской Германии – Берлин,  его пригороды и г. Штеттин. Бомбила столицу рейха особая ударная группа из 15 самолетов во главе с командиром полка ВВС Балтийского флота, полковником Е.Н.Преображенским. Все самолеты вернулись с первой бомбардировки без потерь. Экипажи Преображенского через сутки вновь бомбили Берлин.

В феврале 1941 г. на вооружении ВВС РККА был принят легендарный самолёт-штурмовик Ил-2. За свою огневую мощь у советских воинов он получил необычное прозвище «горбатый» или «летающий танк», а германские пехотные и моторизованные части называли его «чумой», «чёрной смертью», «мясником» или «мясорубкой». Этой воздушной машине довелось стать самым массовым военным самолётом в мировой авиационной истории (всего было выпущено 36183 экз.). До сих пор она считается одной из лучших боевых машин своей эпохи. Не случайно один из английских генералов писал: «…Россия выпотрошила немецкую армию. И Ил-2 был одним из наиболее важных хирургических инструментов».


В апреле 1944 г. свой первый полёт совершил новый штурмовик Ил-10 (выпущено 5000 экз.). Он стал последним серийным «боевым детищем» Ильюшина периода Второй мировой войны. Поршневой Ил-10 достойно проявил себя и в войне в Корее (1950-1953). В ходе Великой Отечественной войны Сергею Владимировичу заслуженно присвоили воинское звание генерал-лейтенанта итс (1944). В конце войны на его груди красовались звезда Героя Социалистического Труда, 4 ордена Ленина, 2 - Красного Знамени, ордена Суворова 1-й и 2-й ст., Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Более 40 лет сотрудники Ильюшинского бюро работали, руководствуясь «Краткой памяткой конструктору», а их девизом были слова Генерального конструктора: «Темп, темп и ещё раз темп!». Сергей Владимирович был немногословен, но он умел щедро делиться с подчинёнными своими знаниями, при этом оставаясь сдержанным и увлечённым. В мирное время ОКБ Ильюшина занялось созданием пассажирских самолётов. «Моя мечта - чтобы воздушные корабли были заняты только мирным делом», - говорил С.В.Ильюшин. Не случайно его будущие средне- и дальнемагистральные пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-62, Ил-76 и Ил-86 по праву стали флагманами «Аэрофлота» СССР. Про Сергея Владимировича его коллега, авиаконструктор А.И.Микоян сказал: «Ильюшин - это целая эпоха в гражданском послевоенном самолётостроении, эпоха, вобравшая все современные качества авиации - скорость, высоту, простоту конструкции, надёжность в эксплуатации и комфорт».

В быту Сергей Владимирович любил природу. Его часто можно было встретить на рыбалке в Подмосковье, где в тишине он отдыхал и набирался творческих сил для работы над следующим поколением самолётов. Эстафету своих дел ему довелось передать многим ученикам и своим сыновьям. Старший из них - Владимир Сергеевич (1927-2010), окончив Военно-воздушную инженерную академию им. проф. Н.Е.Жуковского, стал военным инженером в ОКБ П.О.Сухого, Заслуженным лётчиком-испытателем СССР, Героем Советского Союза. Трудовой и жизненный путь С.В.Ильюшина - депутата Верховного Совета СССР (1937-1970), академика АН ССР был отмечен Золотой авиационной медалью ФАИ, Ленинской премией (1960), единственный семикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952). Награжден также Государственной премией СССР (1971), 8-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2- мя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й ст., Трудового Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, медалями. У Сергея Владимировича Ильюшина осталось много учеников и последователей. Создавая своё КБ, он всегда окружал себя молодыми, начинающими специалистами - их называли «ильюшинской гвардией». Они составляли и продолжают составлять основной костяк бюро. Среди них был его преемник Генеральный конструктор (1970-2005) Генрих Васильевич Новожилов. Он строго хранил и творчески развивал основные традиции «ильюшинской» школы.

Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском, установлены памятники. А вот именного музея, кроме старой избы на малой родине, почему-то нет?

Историческое значение личности

Генеральный конструктор Ильюшин, по воспоминаниям его коллег, умел заражать своим энтузиазмом, увлекать своей идеей людей без всякой агитации. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолёта. В «Памятке» даётся не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и указывается на необходимость системного подхода к проектированию, назначение комплексного анализа всех факторов. В результате Ильюшин не только сам внёс вклад в развитие авиастроения, в обороноспособность страны, но и воспитал крупнейших специалистов, обладающих высокой квалификацией, работоспособностью и индивидуальным стилем.

Ильюшин принадлежит к той плеяде выдающихся конструкторов, творческая деятельность которых выходит за рамки инженерного труда и становится деятельностью учёного. Как истинный инженер и учёный, он поддерживал любые творческие начинания, помогал авторам и изобретателям, ищущим новых решений. В результате чего сотрудники ОКБ опубликовали не одну сотню научно-технических работ. Конструкторы получили много авторских свидетельств и патентов самого различного характера.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолёты на каждом этапе развития авиации — новинки технической мысли.

На днях в Центральном музее Военно-воздушных сил открылась новая выставка «130 лет со дня рождения советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина».

Выставочный проект к 130-летию авиаконструктора также представили в Музее Победы 26 марта. Выставка будет работать до 28 апреля 2024 года. Аналогичные выставки открыты в Научно-мемориальном музее профессора Н.Е. Жуковского в Москве и многих регионах страны.

Источники:   музей ВВС ВКС, Википедия, сайт Минобороны РФ.

 

1711790103.jpg
Дальний бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-30)

1711790110.jpg

Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4

В 1939 г. ОКБ Ильюшина создает бронированный штурмовик Ил-2 (принят на вооружение в 1941 г.). В последующем многоцелевой самолёт Ил-4 станет основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ил-2 положил начало новому роду боевой авиации и новой тактике её применения. 20 сентября 1940 г. главному конструктору С.В. Ильюшину без защиты диссертации присвоена ученая степень доктора технических наук.

С началом Великой Отечественной войны С.В. Ильюшин оставался в прежней должности. 25 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «за исключительные заслуги перед государством в области создания новых типов боевых самолетов» С.В. Ильюшину присвоено звание Героя Социалистического Труда. В ходе войны в ноябре 1942 г. руководителю ОКБ присваивается воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».

В 1943 г. ОКБ Ильюшина разработало штурмовик Ил-10, имевший меньшие размеры и лучшие аэродинамические характеристики, чем прежние самолёты (стал поступать на вооружение в 1944 г.).

Данный факт не остался без внимания правительства – С.В. Ильюшин становится «генерал-лейтенантом инженерно-авиационной службы», а его детище на знамя предприятия добавляет к ордену Ленина, полученному в 1942 г., боевой орден Красного Знамени.

После войны под руководством С.В. Ильюшина были разработаны и построены штурмовики Ил-16, Ил-20 с поршневыми моторами, Ил-40 с двумя реактивными двигателями.

1711790117.jpg
Опытный штурмовик Ил-20

В 1946 г. коллектив ОКБ Ильюшина выпустил первый пассажирский самолёт Ил-12. В том же году выпущен экспериментальный реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями. В 1948 г. принят на вооружение первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28.

1711790126.jpg
Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М

Продолжая работать над совершенствованием бомбардировщиков, КБ под его руководством разработало такие самолеты, как Ил-46 и Ил-54.

1711790133.jpg
Бомбардировщик Ил-54

С 1956 г. С.В. Ильюшин – генеральный конструктор ОКБ. В 1957 г. под его руководством был создан многоместный турбовинтовой самолёт Ил-18, который длительное время являлся одним из основных самолётов СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 г. «за заслуги в деле создания новых самолетов» С.В. Ильюшин был удостоен второй золотой медали «Серп и Молот».

1711790139.jpg
Пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-18

С 1958-го по 1969 г. на самолете Ил-18 было установлено 22 мировых рекорда. Последним самолётом С.В. Ильюшина стал трансконтинентальный лайнер Ил-62. В 1970 г. по состоянию здоровья Сергей Владимирович уходит с руководящей работы, сохранив за собой научно-технические функции. За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения и в связи с юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1974 г. С.В. Ильюшин был награжден третьей золотой медалью «Серп и Молот».

Как ученый и авиаконструктор С.В. Ильюшин создал свою научную школу в области самолётостроения, внес крупный вклад в развитие отечественной авиации. В последующие годы коллектив ОКБ имени С.В. Ильюшина создал реактивный транспортный самолёт Ил-76 в различных модификациях и первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолёт (аэробус) Ил-86, самолёты Ил-96-300 и Ил-114.

1711790148.jpg
Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-96-300

С.В. Ильюшин умер 9 февраля 1977 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За свою научную и конструкторскую деятельность Сергей Владимирович награжден советским государством 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды и медалями. Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинских и Государственной премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Почетный гражданин города Вологды. В Москве и Вологде установлены бронзовые бюсты С.В. Ильюшина. Его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде и др. городах.

1711790156.jpg
Бюст советского авиаконструктора С.В. Ильюшина в Вологде, Россия

Валерий Русанов,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ,
Губарев В. Грань дерзости и добра : 100 лет назад родился выдающийся авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин // Российская газета. – 1994. – 31 марта.

 

Есть нечто общее между самолетом и театром. По тем эмоциям, ощущениям, которые они приносят нам. Закрываются двери театрального зала, гаснет свет, и ты попадаешь в иной мир, где царствуют драматург, режиссер и актеры. И если спектакль честный, без фальши, то его создатели на несколько часов становятся властителями твоих чувств, надежд и мыслей. Они пленяют душу, заставляя отрешиться от обыденности.

 

В самолете, отрываясь от земли, оказываешься в плену у экипажа и людей, придумавших и собравших машину. Перед взлетом едва слышно просишь Бога: «Помоги самолету, экипажу и всем нам» и с этого мгновения уже не принадлежишь самому себе, доверяя свою жизнь незнакомым людям, находящимся в пилотской кабине, и очень далекому человеку – «режиссеру этого воздушного спектакля» – главному конструктору, чье имя носит самолет. И невольно спрашиваешь: а помогал ли ему Бог?

 

Мне кажется, что благословение высокий полет у Сергея Владимировича Ильюшина было.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА:

 

«Читать я научился рано – в шесть лет. Моими первыми книгами были «Ветхий завет» и «Новый Завет», «Часослов», журнал «Вестник Европы», который каким-то непонятным образом попал в нашу глухую вологодскую деревню.

 

Как и мои старшие братья, в пятнадцать лет я ушел из деревни на заработки...

 

Летом 1909 года я начал работать на фабрике под Костромой. Потом работал чернорабочим на фабрике в Иваново-Вознесенске, был землекопом на стройке дороги в имении вологодского купца-толстосума Волкова, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить сено».

 

Все-таки в любопытное время мы живем! В разных газетах, что выходят нынче на Вологодчине, вычитал я о купце Волкове. Чуть ли не спасителем края он представляется, дифирамбы о нем слагают газетчики, но никто из них не упоминает о землекопе Сереже Ильюшине, будто не он принес славу этой русской земле?! Нет, надо быть справедливым: о своем гениальном земляке там помнят, но все-таки места в истории России купца Волкова и авиаконструктора Ильюшина совсем не рядом. Да и что может быть общего у богача и землекопа?

 

Пожалуй, другой земляк ближе к Ильюшину, хоть и не встречались они никогда. После выхода в отставку морской офицер А.Ф. Можайский поселился неподалеку от Вологды. А в 1881 году ему была выдана привилегия «на воздухолетательный снаряд» – так был назван самолет. В конце июля 1882 года аппарат поднялся в воздух. К сожалению, полет закончился аварией.

 

Как известно, вокруг «воздухолетательного снаряда» и самого Можайского сегодня много споров: мол, он был не первым, да и вообще такого изобретателя и патента не было… Но это тема другого разговора, а я хочу зафиксировать лишь сам факт: Можайский и Ильюшин жили на одной земле – вологодской.

 

Впрочем, скоро судьба привела Сергея в Петербург, здесь и началась его «биография в авиации» – причем весьма своеобразно.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА:

 

В сентябре 1910 года на Комендантском аэродроме, более трех недель проходил первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Участниками праздника были многие первые русские авиаторы. В день открытия праздника 8 сентября на поле аэродрома собрались почти 80 тысяч зрителей. Вокруг аэродрома стояли автомобили, тысячи экипажей и извозчичьих пролеток. Для обеспечения порядка было стянуто около тысячи полицейских и свыше трех тысяч солдат. В празднике участвовали аэропланы, привязанные воздушные шары, аэростаты и даже дирижабль».

 

Этот праздник определил судьбу многих. И, конечно же, сделал свой выбор Сергей Ильюшин. Уже никто и ничто не могло остановить его – путь в жизни был выбран один и навсегда.

 

Он не мог быть прямым, как трасса полета современного Ил-62. Ведь была первая мировая война, а она требовала солдат, потом революция, разруха, а они нуждались в бойцах и строителях – и Сергей Ильюшин в полной мере отдал себя этим годам и событиям.

 

Но все-таки его путь привел в мастерские тяжелой и осадной артиллерии, что находились в Лефортове (оказывается, не только тюрьмой знаменит этот район Москвы!). И в этих мастерских энтузиасты строят планер «Мостажарт 1». Это первая конструкция Ильюшина...

 

Коктебель стал своеобразным «Байконуром», откуда стартовала отечественная авиация. В 1923 году по инициативе легендарного Арцеулова прошли первые испытания планеров. «Мостажарт» тоже взлетел, но потерпел аварию. Поистине: первый блин комом... А потом много лет на планерные состязания в Коктебеле собирались конструкторы. И именно здесь начинался путь в большую авиацию для Туполева и Яковлева, Мясищева и Ильюшина, Поликарпова и Королева и многих-многих других, чьи имена определили авиастроение и ракетостроение в стране.

 

Через десять лет после полета «Мостажарта» Сергей Владимирович Ильюшин возглавил, собственное конструкторское бюро.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА:

 

«Вот так началась моя работа – это было в 1933 году. Я наконец добрался до любимого дела – конструирования».

 

Искусство театра – это не только талант режиссера, но прежде всего его умение подобрать ансамбль актеров-единомышленников, и, конечно же, исполнять главную роль должен актёр, не уступающий в таланте режиссеру. «Труппа» у Ильюшина – великолепна. И все-таки ярчайшей звездой в ней был «шеф-пилот» ОКБ Владимир Константинович Коккинаки. Именно он поднимал в воздух первым все самолеты Ильюшина, его слово всегда оказывалось главным. И когда Коккинаки, увидев бомбардировщик, сказал, что «красивый самолет и поэтому он должен хорошо летать», – это стало высшей оценкой труда конструктора. Выше даже той, что дал этой машине Сталин. А пригласил он к себе конструктора, когда узнал, что возникли проблемы с двигателем.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ИЛЬЮШИНА:

 

«На дачу тогда были приглашены Ворошилов, Баранов, Алкснис, Туполев, Погосский и я. Приехали мы во второй половине дня. Стоял теплый августовский день. На нижней веранде дачи хозяин и гости, стоя, обсудили вопрос о выпуске летающих лодок одним из заводов. Говорили в основном Ворошилов и Баранов. Сталин слушал, не проронив ни слова. Так прошло около часа. Поняв, видимо, что к решению прийти трудно, он наконец остановил обсуждение предложением:

 

– Пойдём лучше играть в городки...

 

Все охотно согласились. И около четырех часов на городошной площадке, царила веселая суматоха. Сталин оказался заядлым игроком, ловко бил по фигурам, подтрунивал над неудачниками. Часов в шесть пригласили пообедать. Но обед был, так сказать, деловым. Разговор начал Сталин:

 

– Надо нам двигатели с воздушным охлаждением иметь. С ними у нас что-то пока не получается.

 

Баранов предложил:

 

– Есть смысл купить лицензию, чтобы двинуть все дело конструирования резко вперед...

 

Тут же была предложена комиссия для поездки за границу. В нее вошли Климов, я и другие товарищи. Сталин резюмировал очень решительно:

 

– Комиссии без лицензии не приезжать...».

 

Иные времена, иные игры... Городки нынче потеснил теннис. К сожалению, в отличие от городков это игра индивидуальная, а потому трудно выработать коллективное решение – вот и много «накладок» случается: то разоружаться решаем в одночасье, то ракеты нацеливаем в звездные миры, то под конверсией понимаем производство кастрюль.

 

А 1 Мая «шеф-пилот» провел самолет над Красной площадью. Ильюшин наблюдал за своим детищем на праздничной трибуне. И тут он узнал о решении правительства: сегодня же новый самолет должен лететь еще раз, но уже под вечер.

 

Вскоре на аэродром приехал Сталин.

 

Ильюшин рассказал о самолете, его особенностях. Затем Сталин начал расспрашивать летчика-испытателя. И, наконец, Коккинаки продемонстрировал бомбардировщик в воздухе.

 

Уже на следующий день в Кремле состоялось совещание. Кроме руководителей партии и правительства, присутствовало все командование Военно-воздушных Сил. Вопрос о создании дальнего скоростного бомбардировщика и запуске его в серию был решен.

 

«Эхо» этого совещания услышал Берлин в августе 41-го.

 

ВСПОМИНАЕТ Е. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, КОТОРЫЙ КОМАНДОВАЛ 1-МИННО-ТОРПЕДНЫМ АВИАЦИОННЫМ ПОЛКОМ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА:

 

«В районе Штеттина проходим над фашистским аэродромом. Внизу мигают красные посадочные огни. Включаются и освещают полосу прожекторы. Нас явно приняли за своих, и любезно приглашают на посадку. Теперь курс прямо на Берлин! От Штеттина до центра фашистской столицы всего 130 км...

 

Медленно тянется время. Наши бомбы еще идут к цели. Но вот, наконец, среди составов на станционных путях видны огненные вспышки разрывов. Почти одновременно возникают взрывы в разных районах Берлина. Огненные факелы поднимаются над цехами военных заводов. Это отбомбились другие экипажи нашей группы.

 

Все самолеты благополучно вернулись на аэродром Когула».

 

Война на Востоке, впервые пришла в Берлин, который был так далеко летом 41-го от фронта. И уже этого факта было достаточно, чтобы слава ОКБ осталась в истории. Но Ильюшину и его соратникам битва в воздухе во время второй мировой войны подарила иное определение – «непобедимые». И оно связано со знаменитым штурмовиком Ил-2, равным которому не было не только в немецкой армии, но и у союзников. И лучше этого самолета, впервые поднявшего в небо фамилию его создателя, так и не было создано в военные годы.

 

В то время, когда бомбардировщики появились над Берлином, в Советском Союзе было всего несколько Ил-2 – буквально за считанные дни до начала Великой Отечественной началось их серийное производство. А спустя несколько месяцев уже сотни Ил-2 штурмовали фашистские колонны, уничтожали танковые группы и группировки, смертельным вихрем проносились над воинскими эшелонами и сметали переправы. Их называли то «красными молниями», то «местью Сталина», то «дьяволами», но в конце концов – «летающими танками». Это было мощное и дерзкое оружие, потому что штурмовики «работали» всего в нескольких десятках метров от земли, их огонь был всесокрушающим.

 

Однажды с Георгием Береговым мы ехали в Хельсинки на международный конгресс по авиации и космонавтике. Новенькая генеральская форма сидела на нем ладно – звание вместе со Звездой Героя было ему присуждено сразу же после космического полёта. Как известно, Георгий Тимофеевич и до полета был уже Героем Советского Союза, и это звание он получил во время войны – он был штурмовиком, летал на Ил-2.

 

Вот мы и разговорились о тех временах, о самолетах, об Ильюшине.

 

– Наш мужик, крепкий, – заявил Береговой, – это мы чувствовали, когда садились за штурвал. Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае. Бронированный корпус берег летчика…

 

В середине 50-х речь пошла о принципиально новой авиации – реактивной. Что греха таить, большинство конструкторов, к которым обратилось правительство, согласились «приспособить» военные самолеты для гражданских нужд. И лишь один Ильюшин заявил тогда: «Обещать не могу и потому сделать такой самолет не могу».

 

Естественно, знаменитый авиаконструктор тут же стал «опальным». И свою правоту ему пришлось доказывать делами.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА:

 

«Следует сразу же заметить, что создать совершенный, признанный временем пассажирский самолет нисколько не легче, а, пожалуй, сложнее, чем самолеты других назначений. Это становится ясным, если вспомнить, что и пассажирскому самолету предъявляются во многих отношениях повышенные требования, и число их все время возрастает. Конструктору приходится думать о безопасности полета и экономичности эксплуатации (о том, как получить наибольшую крейсерскую скорость и наименьший расход топлива). При этом не следует забывать и о таких требованиях, как долговечность и надежность, всепогодность и регулярность полетов, комфорт для пассажиров и удобства для работы экипажа. Наконец, нужно добиваться и минимального уровня шума в кабине и в районе аэропорта, обеспечить высокие ресурсы и повышенную ремонтоспособность самолета».

 

Ил-18 разнес славу ОКБ Ильюшина по всем материкам Земли. За создание этого самолета Сергею Владимировичу была присуждена Ленинская премия.

 

В канун этого события я попытался взять интервью у знаменитого авиаконструктора. Но, и как многие мои коллеги, потерпел фиаско – Ильюшин не очень жаловал нашего брата и тут отослал меня к летчикам: мол, «они-то лучше меня знают о достоинствах и недостатках машины». Видно, все-таки сказывались десятилетия секретности, когда он вынужден был быть откровенным лишь с очень близкими людьми.

 

Уже более 17 лет нет с нами Сергея Владимировича.

 

Летом 1970 года трижды Герой Социалистического Труда академик С.В. Ильюшин провел последнее заседание технического совета.

 

– Штурвал руководства, – сказал, он, – я передал одному из своих ближайших учеников – талантливому конструктору, обладающему хорошими деловыми и человеческими качествами, Генриху Васильевичу Новожилову.

 

И вновь Сергей Владимирович поступил иначе, чем «принято». Обычно генеральные конструкторы добровольно и по собственному желанию не покидают свой пост. Ильюшин почувствовал, что надо открыть дорогу молодым, и вновь оказался прав: его ученики и соратники с честью продолжают начатое им дело, умножая славу ОКБ.

 

Пожалуй, можно и поставить теперь точку, однако память о Сергее Владимировиче Ильюшине обязывает сказать еще несколько слов. Пример его жизни свидетельствует по крайней мере о двух уроках, которые необходимы нам сегодня.

 

Во-первых, о конверсии. О ней сказано очень много слов, хотя опыт работы ОКБ Ильюшина свидетельствует: по-настоящему, конверсия, то есть выпуск гражданской продукции, возможная не вопреки военной, а параллельно с ней. Бомбардировщики и штурмовики создавались теми же людьми, что и знаменитые Ил-14, Ил-62 и Ил-86. Аналогичная ситуация и в ракетостроении: Королев никогда не создал бы «семерку», на которой полетел Гагарин, если бы одновременно не работал над военными ракетами. Правительство должно лишь регулировать объемы производства, определять стратегические цели вместе с конструкторами, а не заставлять выпускать их «кастрюли» и «сковородки». Это уже не конверсия, а деградация.

 

И второй «урок Ильюшина». Уровень промышленности страны всегда определялся развитием авиации. Потом к ней присоединилось и ракетостроение. Создание самолета – это не просто талант конструктора, но и возможности опытных и серийных заводов. Самолетчики всегда «заставляли» промышленность работать на более высоком уровне – не случайно в стране лучшие предприятия всегда относились к авиапромышленности. Ориентировка на «боинги», западные аэробусы и недостаточное внимание к собственной авиации уже оборачиваются катастрофой в промышленности, а следовательно, и во всей экономике. К сожалению, сию аксиому мы забываем.

Владимир ГУБАРЕВ

 кандидат исторических наук, доцент

1709283973.jpgЖизнь многих россиян, получающих пенсию, планирующих брать ипотеку, оформить ОСАГО, использовать VPN, и многих других, изменится уже с марта 2024 года, сообщают Banki.ru, «Аргументы и факты», ОТВ

С 1 марта 2024 года увеличат пенсии россиянам, которым в феврале исполнилось 80 лет. Фиксированная надбавка у них вырастет в два раза — до рекордных 16 269,76 рубля. Такую же доплату получат инвалиды I группы. Если инвалид достиг возраста 80 лет, ему положена только одна надбавка — или по возрасту, или по инвалидности. Следующее увеличение пенсий состоится 1 апреля — на 7,5% будет проиндексирован размер социальных пенсий. Средняя величина выплаты после индексации составит 13 455 рублей. Социальная пенсия назначается по инвалидности, по потере кормильца или по старости при нехватке стажа и количества пенсионных баллов для получения страховой пенсии.

Получить компенсацию по вкладу в банке без лицензии можно будет онлайн.             С 19 марта начнет работать механизм для дистанционной подачи заявления на компенсацию в Агентство по страхованию вкладов. Сделать это можно будет через сайт Агентства или портал «Госуслуги», авторизовавшись с помощью единой системы идентификации и авторизации или используя биометрию. Также на сайте Агентства можно подтвердить личность, используя усиленную квалифицированную электронную подпись. Такие способы авторизации исключают необходимость предоставлять паспорт. Для перечисления денег можно будет предоставить не только данные банковского счета, но и реквизиты карты «МИР».

С марта начнут действовать требования к содержанию животных в  местах для их продажи, в том числе, если продавец содержит их дома и продает через интернет: поддержание чистоты в клетках, соблюдение режима освещенности, содержание разных видов животных отдельно, так и специальные — для конкретной группы животных. Например, теперь в вольерах у кошек должны стоять устройства для стачивания когтей, также у щенков и котят должны находиться прорезыватели для зубов. В постановлении правительства также прописаны особенности содержания кошек и  собак, грызунов, приматов, птиц, рептилий, амфибий, насекомых и пауков, рыб, енотовых, ежовых, куньих, диких животных семейства кошачьих и псовых, парнокопытных.

С марта 2024 года будет запрещено популяризировать VPN-сервисы в России. Роскомнадзор уведомил о запрете на использование средств обхода блокировки доступа к незаконному контенту, что включает VPN-сервисы. Запрет также связан с необходимостью защиты персональных данных пользователей, так как использование VPN может привести к риску утечки личной информации. С 1 марта ужесточат требования к ипотечным кредитам. Надбавки к коэффициентам риска будут повышены Банком России для ограничения рисков закредитованности граждан. Ожидается, что это поспособствует улучшению стандартов кредитования и сбалансированному росту ипотеки.

 С 1 марта бороться с нелегальной табачной продукцией, которая составляет от 10 до 15% рынка и наносит значительный экономический ущерб, будут с помощью лицензирования производства, хранения, поставки, импорта и экспорта табачной и никотинсодержащей продукции в России, а также закупки для реализации в магазинах беспошлинной торговли.

Изменения ждут и ценителей вина. С 1 марта на этикетках или контрэтикетках бутылок с вином должна быть указана информация о сорте, месте происхождения, годе урожая винограда и производителе. Размер шрифта для информации о месте происхождения и годе урожая должен быть не менее 12 пунктов, а для информации о сортах винограда — не менее восьми пунктов. Продукцию с предыдущими этикетками можно продавать до конца срока годности, установленного производителем, пишет издание Ura.ru.

Маркировка коров, свиней, домашней птицы, коз, овец, оленей, верблюдов, пчел и выращенных рыб станет обязательной. Каждому животному или группе животных будет присвоен уникальный идентификационный номер, который занесут в единую базу данных. Это необходимо для предотвращения распространения заразных болезней и выявления источников, а также путей их передачи. Учет животных будет вестись Россельхознадзором бесплатно, а маркировка будет осуществляться за счет их владельцев.

Со 2 марта договоры ОСАГО можно будет заключать на срок от одного дня до 3 месяцев. И от 3 месяцев до года. Размер коэффициента для краткосрочных полисов будет определяться страховщиками, конкретные значения пока неизвестны. С 1 марта вводятся новые требования к содержанию животных в зоомагазинах. Это чистота, освещение, температура, влажность воздуха и размеры вольеров. Кроме того, каждый вид животных имеет отдельные требования, включая наличие устройства для стачивания когтей в вольерах для кошек и наличие прорезывателей для зубов у щенков и котят.