Генерал-лейтенант налоговой полиции в отставке, Почетный сотрудник госбезопасности, Почетный сотрудник налоговой полиции, советник Президента Всероссийской полицейской ассоциации IPA Виктор Александрович Захаркин рассказывает об одной из сторон многогранной деятельности уникальнейшего подразделения налоговой полиции…

Направленность работы – получение полной и объективной информации об объектах оперативной заинтересованности, выявление и документирование их противоправных действий, криминалистические исследования документов, применение полиграфов («детектор лжи»), защитно-поисковые мероприятия, наружное наблюдение.

Перед руководством Управления была поставлена задача: в кратчайший срок организовать работу по соответствующим направлениям и включиться в выполнение задач, стоящих перед оперативными подразделениями полиции в центре и в регионах. И эта проблема была решена, несмотря на трудности становления: отсутствие нормативной базы, техники, помещений, подготовленных кадров. Помощь и всяческую поддержку мы получали от руководителей ФСНП РФ С.Н.Алмазова, В.Б.Ямпольского, А.С.Пржездомского и В.И.Волковского, а также начальников территориальных органов налоговой полиции.

Однако, задачи по созданию новой структуры, открыли возможность реализации, новых эффективных организационных решений, свободных от привычных стереотипов и бюрократического «груза» устоявшихся норм и методов.

Фактически была создана новая модель подразделения в структуре полиции, обеспечивающего реализацию возможности своевременного и наиболее полного получения объективной информации по объектам оперативной разработки путем комплексного применения всего арсенала сил и средств с использованием новых тактических приемов и методов при строгом соблюдении Закона об оперативно- розыскной деятельности.

Первый «отряд» руководителей Управления и подразделений:
Начальник Управления – Захаркин В.А. Заместители начальника Управления – Баканов А.В., Чудинов И.П., Михайловский А.П., Пономаренко В.П.
Начальники подразделений – Волохин В.А., Воронин А.С.,Горшков В.Г., Катков М.В., Дюкарев А.С., Григорьев Н.А., Пославский В.Ю., Бабичева Т.А., Курочкин В.К.. Коровин В.В., Петрушин М.Ф., Лындин Б.В., Батаман Е.С., Пеленицын Л.М., Кузьмин В.Н., Хромов В.И., Щербаков В.В., Бянкина Е.В., Лебедев В.И., Мигушин В.Н., Разгуляева И.Г., Строганов А.В. ,Придворов Ю.Е, Ефимов А.В., Иванов В.И.

Руководящий состав и ведущие сотрудники Управления имели специальную подготовку и практический опыт работы по месту предыдущей службы в правоохранительных органах. А в большинстве территориальных органов ФСНП при формировании оперативно- технических и поисковых подразделений возникли трудности из-за отсутствия подготовленных специалистов.

Для решения этой проблемы была разработана методика интенсивной подготовки специалистов по направлениям работы и специализации. Методика включала в себя проведение силами специалистов Управления курсового обучения на местах, выезд в регионы для помощи в организации работы и проведении мероприятий на сложных объектах, стажировку сотрудников территориальных органов в подразделениях Управления, разработку методических рекомендаций и инструкций с учетом жестких требований Закона об ОРД.

Специфика объектов оперативной разработки требовала применения новых методов получения информации в ходе проводимых расследований в условиях широкого применения современных информационных технологий.

Для работы по этому направлению было сформировано подразделение, на которое возлагалась задача получения и аналитической обработки информации с доступных электронных носителей информации, используемых объектами оперативной разработки. Своим уникальным опытом работы делится сотрудник подразделения Л.М.:
«Проблем поначалу хватало, как и во всяком новом деле такого масштаба. По сути, не существовало нормативно-правовой базы, оснащение специальными техническими средствами сводилось к нулю. А с учетом «специфики» контингента оперативных разработок требовалось выработка и применение принципиально новых методов и тактики проведения мероприятий.

Как пример успешного выполнения поставленной задачи, можно вспомнить мероприятие, проведенное в городе N. И без того скудные силы и средства пришлось растянуть на четыре объекта, два из которых в нескольких часах лёта от Москвы. В итоге на задание отправился один наш сотрудник, которому в подмогу прикомандировали двух офицеров из оперативно подразделения. Из техники на троих была коробка чистых дискеток и один переносной жёсткий диск далеко не «заоблачного» объёма. Необходимое число копий информации с оформлением под протокол было сделано на оборудовании проверяемой организации.

Одним словом, тактику работы по налоговым преступлениям пришлось разрабатывать самим, набивая по пути синяки и шишки. Одно из первых громких дел было связано с печально известным Мавроди и его компании МММ. С ним же соотносится и критическая ошибка оперативной разработки – основные силы были брошены на квартиру директора (где никаких улик не оказалось), а бригаду в офис сформировали по остаточному принципу.

Кстати, о доказательственной базе. Это правовое поле оказалось, мягко говоря, непаханым. Пришлось докапываться до базовых понятий, связанных с использованием цифровых носителей информации. Что есть оригинал файла и чем он отличается от копии? Как сделать копию процессуальной, чтобы её приняли в качестве доказательства следователь и суд? Как хранить и обрабатывать сделанную копию? Все эти вопросы решались на ходу – но отнюдь не впопыхах. Были разработаны и опробованы на практике процедуры копирования информации на ленточный носитель большой ёмкости в присутствии понятых под протокол, с последующим опечатыванием конверта с кассетами.

Но дальше встал следующий вопрос – а что делать с полученной информацией? Её объёмы с развитием техники росли в геометрической прогрессии, для ознакомления с ней требовался набор программных средств, не всегда доступных инициаторам - сотрудникам Оперативного управления и Управления налоговых проверок. Значит, для успешной работы оперативных подразделений ФСНП нужно было информацию предварительно обрабатывать, быстро выделяя из неё (в тесном взаимодействии с оперативниками) ключевые для расследования элементы. Так возникло направление электронной обработки.

Практически сразу стало ясно, что дополнение снятой информации данными из внешних источников и её обработка с привлечением ведущего дело инициатора способна творить чудеса. Постепенно нарабатывались методики работы с большими объёмами информации, в том числе и неструктурированной.

Навыки глубокой обработки полученной информации позволяют свести её значительные объёмы до вполне удобочитаемой справки. Это необходимо, поскольку информативность многих сотен напечатанных листов документов стремится к нулю – в отведённое для проверки время оперработник их просто не осилит.

Можно констатировать, что наиболее эффективной для ведения ОРД по налоговым преступлениям показала себя наша технология использования всех доступных источников информации при тесном взаимодействии со смежными подразделениями ФСНП. Мы смогли создать информационную машину по обработке информации из всего множества доступных источников и подготовке компактных информативных справок. Мы не успели «дожать» создание единого информационного центра по обработке данных из всех источников – но это не наша вина. Одно скоропалительное решение руководства страны поставило крест на ФСНП в целом.

Нельзя не сказать несколько слов об особенностях работы с территориальными органами. В силу понятных причин практически никто из территориалов не мог себе позволить ни такой техники, ни такого количества подготовленных сотрудников, как ГОТПУ. Поэтому для помощи в проведении масштабных или особо специфических операций к ним посылались соответственно экипированные бригады из Центра. Особенно много командировок пришлось на ЦФО, а самый дальний десант был в Мирный и Якутск. Ещё одним сложным в реализации направлением работы был контроль пейджинговых сетей и средств мобильной связи. Бесчисленные технические проблемы постепенно удалось преодолеть, но, увы, пейджинговая связь постепенно сошла на нет, а затем и тема контроля мобильных средств коммуникации была закрыта. Впрочем, существование этой группы окупилось всего одним громким мероприятием в городе N. Там длительное время не удавалось изобличить крупного чиновника-коррупционера. Нашей бригаде удалось подключиться к его сотовому телефону, и менее чем за час была собрана практически исчерпывающая доказательственная база – фигурант сам надиктовал отчёт о своей противоправной деятельности. Немедленно последовал доклад начальнику территориального управления, который был настолько впечатлён, что буквально через 10 минут приказал закупить такую технику…»

Принципы работы и методология организации оперативных и оперативно-технических мероприятий, заложенные «первопроходцами» Управления, во многом стали залогом последующего эффективного выполнения задач, поставленных руководством налоговой полиции в Центре и на местах.

В немалой степени этому способствовала рабочая, творческая атмосфера в коллективе, компетентность, профессионализм,ответственность и нацеленность на конечный результат личного состава. Многие сотрудники оперативно-технических и поисковых подразделений Центра и территориальных органов награждены государственными наградами, получили высшую ведомственную награду «Почетный сотрудник налоговой полиции», неоднократно поощрялись руководством Службы.

Нам, ветеранам, есть чем гордиться. Было оказано высокое доверие участвовать в работе по обеспечению экономической безопасности государства. И мы делали все, чтобы это доверие оправдать.